Законы и принципы обучения
Освещая данную тему, следует раскрыть следующие основные вопросы: понятие принципа и правила обучения; характеристика дидактических принципов и их реализация на практике.
Законы процесса обучения сами по себе не содержат непосредственных указаний для практических действий. Они являются теоретической основой для выработки обобщенных рекомендаций прикладного характера. Такими обобщенными рекомендациями и являются принципы обучения. То есть, основные законы процесса обучения находят свое воплощение в принципах обучения. Этим объясняется то, что принципы позволяют учителю оптимизировать учебный процесс – они выполняют роль своеобразного компаса, показывая педагогу, как опираясь на познанные законы, достичь дидактические цели кратчайшим путём.
Рассмотрим законы обучения (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др.).
Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения. Он раскрывает объективный процесс определяющего влияния общественных отношений, социального строя на формирование всех элементов воспитания и обучения. Речь идет о том, чтобы, используя данный закон, полно и оптимально перевести социальный заказ на уровень педагогических средств и методов.
Закон взаимообусловленности обучения, воспитания и деятельности учащихся. Он раскрывает соотношение между педагогическим руководством и развитием собственной активности обучающихся, между способами организации обучения и его результатами.
Закон целостности и единства педагогического процесса. Он раскрывает соотношение части и целого в педагогическом процессе, обусловливает необходимость гармонического единства рационального, эмоционального, сообщающего и поискового, содержательного, операционного и мотивационного компонентов в обучении.
Закон единства и взаимосвязи теории и практики в обучении.
Закон единства и взаимообусловленности индивидуальной и групповой организации учебной деятельности.
Закономерности обучения, рассматриваемые как выражение действия законов в конкретных условиях, — это объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения. Особенность понятия «закономерности» в дидактике состоит в том, что эти связи, зависимости компонентов процесса обучения носят преимущественно вероятностно-статистический характер. Часть из них действует всегда, независимо от действий участников и условий процесса, например: цели и содержание обучения зависят от требований общества к уровню образования личности. Большая же часть закономерностей проявляется как тенденция, то есть не в каждом отдельном случае, а в статистическом ряду, в некотором множестве случаев. Это характерно для всех общественных процессов, также и для процесса обучения, поскольку он зависит от множества факторов: сознательной деятельности учителя и учеников, культурных, материальных условий и пр.
Многие закономерности обучения обнаруживаются опытным, эмпирическим путем, и таким образом обучение может строиться на основе опыта, так сказать, по здравому; смыслу. Однако построение эффективных систем обучения, усложнение процесса обучения с включением новых дидактических средств требует теоретического знания о законах, по которым протекает процесс обучения.
Выделяются внешние закономерности процесса обучения и внутренние. Первые характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий: социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровня образования.
К внутренним закономерностям процесса обучения относятся связи между его компонентами: между целями, содержанием, методами, средствами, формами. Иначе говоря, – это зависимость между преподаванием, учением и изучаемым материалом. Таких закономерностей в педагогической науке установлено довольно много, большая часть из них, как было сказано, действует только при создании обязательных условий обучения. Укажем на некоторые из них.
Существует закономерная связь между обучением и воспитанием: обучающая деятельность преподавателя преимущественно носит воспитывающий характер. Воспитательное воздействие его зависит от ряда условий, в которых протекает обучение.
Описание этих условий характеризует частные проявления указанной закономерности.
Другая закономерность говорит о том, что есть зависимость между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения. Согласно этому положению обучение не может состояться, если нет взаимообусловленной деятельности участников процесса обучения, отсутствует их единство. Частным, более конкретным проявлением этой закономерности является связь между активностью ученика и результатами учения: чем интенсивнее, сознательнее учебно-познавательная деятельность школьника, тем выше качество обучения. Частное выражение этой закономерности состоит в соответствии целей учителя и учеников, при рассогласовании целей эффективность обучения снижается.
Назовем еще ряд закономерностей, проявляющихся в обучении при наличии определенных условий.
Прочность усвоения учебного материала зависит от систематического прямого и отсроченного повторения изученного, от включения его в ранее пройденный и в новый материал.
Развитие умственных умений и навыков учащихся зависит от применения поисковых методов, проблемного обучения и других активизирующих интеллектуальную деятельность приемов и средств.
Формирование понятий в сознании обучаемых может состояться в том случае, если будет организована специальная познавательная деятельность по выделению существенных признаков, явлений, объектов, операции по сопоставлению и разграничению понятий, по установлению их содержания, объема и пр.
Таким образом, знание дидактических закономерностей о том, как протекает процесс обучения, наряду с психологическими и другими его характеристиками, позволяет ученым и практикам построить его оптимально в самых разных конкретных случаях.
В современной дидактике принципы обучения определяются как исходные положения о способах достижения дидактических целей с учетом законов педагогического процесса.
Если цели и содержания образования определяют чему следует учить школьников, то принципы обучения устанавливают, как это следует делать.
В настоящее время в педагогике разработано несколько классификаций принципов обучения. Мы остановимся на рассмотрении классических принципов. Это: принцип научности обучения (ведущий принцип), принцип связи обучения с жизнью, принцип сознательности и активности, принцип доступности и посильности, принцип систематичности и последовательности, принцип прочности, принцип наглядности, принцип учета индивидуальных особенностей учащихся и др.
Принципы обучения, определяя общее направление дидактической деятельности учителя, разрабатываются на основе глубокого анализа практики обучения. По мере развития педагогической науки и совершенствования практики выявляются новые законы процесса обучения и на их основе разрабатываются новые принципы обучения. Таким образом, принципы обучения – категория историческая. Их разработкой занимались еще педагоги прошлого – Я. А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский.
Можно отметить также, что названные принципы обучения являются универсальными для всех учебных предметов на всех уровнях дидактической работы.
Рассмотрим кратко указанные принципы (классические) и покажем, через какие правила они реализуются на практике.
1) Принцип научности обучения.Обязывает, что все сообщаемые учебные сведения находились в полном соответствии с современной наукой и при этом использовались методы обучения, близкие к методам науки, основы которой изучаются.
В школьные курсы обычно не включается всё спорное, дискуссионное, не проверенное длительной практикой, не устоявшееся в науке. Учащимся сообщаются только подлинно научные факты. Вместе с тем, при изучении отельных тем учитель должен информировать школьников о научных гипотезах и перспективах развития данной науки. За последнее время всё больше ученых высказывается за сближение методов обучения и методов науки. В частности, указывается на необходимость обучения учащихся методам и приёмам ведения самостоятельных исследований, включающим наблюдение, эксперимент, обобщение полученных данных и т.д.
Правила принципа научности:
— Излагай учащимся только достоверные факты и явления в их правдивом освещении;
— четко выделяй основные идеи и теории в изучаемом материале;
— обеспечивай ведущую роль теории в обучении;
— используй язык науки, основы которой изучаются, работай с понятиями;
— изучай явления природы и общества в их развитии;
— знакомь школьников с историей важнейших открытий в науке;
— раскрывай перспективы развития науки и техники и т.д.
— Опирайся на имеющийся у школьников практический опыт;
— показывай пути использования знаний на практике;
— формируй соответствующие умения и навыки применения знаний на практике;
— раскрывай диалектическую связь науки с практикой;
— ознакомь учащихся с основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, расширяй их политехнический кругозор;
— учи школьников извлекать из своей практической деятельности теоретические знания и т.п.
3) Принцип сознательности и активности. Требует глубокого осмысления учащимися изучаемого материала, понимания причин возникновения различных явлений, а также умения осмысленно применять полученные знания на практике. Еще Демокрит подчеркивал: «В обучении надо стремиться не столько к полному знанию, сколько к полному разумению».
Этот принцип ставит учителя перед необходимостью доказывать, аргументировать, убеждать, поощрять школьников высказывать собственные суждения, отыскивать альтернативные способы решения вопросов и задач. Забвение принципа сознательности и активности приводит к формализму в знаниях и практических действиях учащихся.
Данный принцип может реализоваться через: проблемное изложение материала на уроке; побуждение учащихся самостоятельно делать сравнения, обобщения и выводы, задавать вопросы; развитие внутренних стимулов активности (потребности в знаниях, познавательных интересов, чувства ответственности и т.д.).
Этот дидактический принцип предусматривает также: осознание учащимися целей и задач предстоящей работы на уроке, возникновение интереса к ней; сознательное овладение ими учебными действиями, логическими приемами (анализ, синтез, обобщение, сравнение, составление таблиц и схем и т.п.); сознательный и активный подход не только к усвоению знаний, но и к выработке умений и навыков; воспитание у детей самостоятельности мышления, научение их отыскивать истину и отстаивать ее.
— Обеспечивай понимание изучаемого материала;
— соотноси новые знания с уже имеющимся опытом учащихся;
— используй проблемное изложение материала на уроке;
— преодолевай формализм в обучении, механическое запоминание материала;
— комментируй ответы учащихся;
— обеспечивай условия для хорошей работоспособности и устойчивого внимания учащихся;
— стимулируй познавательную активность школьников и др.
4) Принцип доступности и посильности. Означает соответствие содержания, методов обучения, объема изучаемого материала уровню развития учащихся.
Для того, чтобы обучение было доступным и посильным для учеников, необходимо: определить количество и качество изучаемого материала для учащихся данного возраста, данного класса; подобрать соответствующие методы обучения; правильно определить количество времени, которое учащиеся данного класса могут и должны посвятить изучению данного предмета в школе и дома; опираться при изучении нового материала на уже имевшиеся у школьников знания, представления, на их личный опыт.
Доступность не следует понимать как учение без трудностей. Наоборот, учащихся необходимо включать в активную познавательную деятельность, более полно использовать их интеллектуальные возможности, преодолевать встречающиеся трудности.
— Учитывай реальный уровень развития и подготовленности учащихся;
— объясняй материал простым, доступным языком;
— оптимизируй объем работы на уроке и домашних заданий;
— излагай новое, связывая его с хорошо известным учащимся;
— подробно разбирай наиболее трудные места учебника;
— комментируй домашнее задание;
— используй при объяснении необходимую наглядность;
— соблюдай меру трудности в обучении и др.
5) Принцип систематичности и последовательности. Определяет необходимость добиваться усвоения учащимися системы знаний, а не разрозненных сведений из различных наук и требует преподавания основ наук в строгом логическом порядке.
Большое значение данному принципу придавал в свое время еще Я.А. Коменский: «Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи. Все должно вестись в неразрывной последовательности, так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего».
Этот принцип требует глубокого осмысления учащимися логики и системы в содержании усваиваемых знаний, а также систематической работы по повторению, систематизации и обобщению изучаемого материала. Систематичность проявляется и в установлении связей между отдельными темами и разделами изучаемого курса. Большую роль в формировании целостного представления о развитии природы и общества играют межпредметные связи.
— Осуществляй обучение постоянно, без перерывов;
— излагай материал в определенной системе, заданной программой и учебником;
— переходи к изучению нового материала только после усвоения старого,
— добивайся преемственности в усвоении учащимися знании и формировании у них умений и навыков;
— приучай учащихся к повседневной работе с книгой, наблюдениям за явлениями природы;
— предъявляй к учащимся последовательные требования и т.п.
6) Принцип прочности. Предполагает прочное усвоение знаний, умений и навыков, которые должны стать достоянием учащихся и обладать свойством воспроизведения и применения в различных ситуациях.
Я.А. Коменский: «Все преподаваемое, правильно понятое умом, должно быть закреплено также и в памяти».
Прочность овладения материалом во многом зависит от личностного отношения школьника к этому материалу (С.Л. Рубинштейн). Поэтому в ходе объяснения надо стремиться подчеркнуть значимость данного материала, преподносить его эмоционально. Память человека избирательна: мы не запоминаем всего, а хорошо помним лишь то, что для нас особенно важно и интересно.
— Не перегружай материал частностями, выделяй главное;
— тщательно отбирай материал для заучивания и запоминания;
— делай упор на осмысленное, а не механическое запоминание;
— обучай учащихся приемам умственной работы;
— чередуй различные виды учебной деятельности учащихся;
— излагай материал эмоционально;
— систематически организовывай повторение изучаемого материала;
— закрепляй знания на практике.
7) Принцип наглядности (или единства конкретного и абстрактного, или сочетания образного и логического в обучении). Требует, чтобы обучение осуществлялось с опорой на чувственный опыт детей.
Наглядность обучения основана на закономерностях развития мышления учащихся, которое развивается от конкретного (чувственного) к абстрактному. На ранних этапах развития ребенок мыслит больше образами, чем понятиями. Но и на более высоких ступенях развития мышление не может отрываться от конкретных фактов или их образов. К.Д. Ушинский считал, что школьное обучение должно строиться не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах.
— Обеспечивай восприятие материала по мере возможности всеми органами чувств;
— перед использованием наглядности четко определи и сформулируй цель наблюдения;
— применяй наглядность в комплексе с другими средствами обучения;
— помогай учащимся соотнести содержание слова с чувственными образами;
— применяй наглядность на уроке в меру;
— применяй наглядность лишь в нужный момент урока;
— обеспечивай хорошую видимость наглядности для всего класса;
— обеспечь безопасность применения наглядности на уроке и др.
8) Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. Требует от учителя знания не только общих особенностей протекания психических процессов у школьников, но и индивидуальных качеств ребенка: степени активности, особенности мышления и памяти, степени устойчивости внимания, быстроту выработки навыка, характер пробелов в знаниях, состояние здоровья и т.п.
К.Д. Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».
— Постоянно изучай индивидуальные особенности учащихся;
-спроектируй для каждого ученика систему индивидуальных педагогических воздействий;
— создавай оптимальные условия для полноценного развития каждого ученика;
— учитывай тип мышления каждого школьника;
— индивидуализируй учебные задания в зависимости от особенностей личности каждого ученика и т.д.
Резюмируя сказанное можно отметить, что принципы обучения, отражая общедидактические требования как к содержанию, так и его организации, позволяют учителю оптимизировать учебный процесс, сделать его наиболее рациональным и научно обоснованным.
Дата добавления: 2015-12-26 ; просмотров: 6746 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Технология дискуссионного обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Дискуссия – это метод обучения, который направлен на развитие у учащихся коммуникативных способностей и критического мышления, предполагающий упорядоченный и целенаправленный обмен мнениями, направленный на согласование противоположных точек зрения и приход к общему основанию.
В основе дискуссионного обучения заложено противоречие, в котором отражены противоположные взгляды участников, на рассматриваемый объект обсуждения.
Теоретические положения технологии дискуссионного обучения
В традиционной системе обучения, дискуссия рассматривается как одно из основных средств, несмотря даже на то, что она не разрабатывалась как педагогический инструментарий. Однако глубокий анализ дискуссии доказал ее эффективность в обучении, так как позволяет всесторонне развивать учащихся, в легкой и непринужденной обстановке получать ими новые знания. В настоящее время дискуссия хоть и используется в качестве технологии обучения, она остается по-прежнему недостаточно разработанной с педагогической точки зрения.
Цель технологии дискуссионного обучения – развитие у учащихся критического мышления, формирование дискуссионной и коммуникативной культуры.
Исходными теоретическими положениями технологии дискуссионного обучения являются:
Готовые работы на аналогичную тему
Задачи дискуссионного обучения
Задачи технологии дискуссионного обучения весьма разнообразны и делятся на несколько групп:
Задачи конкретно-содержательного плана:
Задачи по организации эффективного взаимодействия между учащимися в классе (группе, подгруппе, коллективе):
Важным при решении данных задач является их взаимообусловленность и пересечение, только в этом случае можно достичь ожидаемого результата.
Ожидаемый результат, при использовании технологии дискуссионного обучения:
Формы проведения дискуссионного обучения
Технология дискуссионного обучения предполагает использование разнообразных форм. Форму выбирает педагог, в зависимости от поставленных образовательных задач и дискуссионных способностей учащихся.
Формы проведения технологии дискуссионного обучения:
Понятие закона, закономерности и принципы обучения
Проблема педагогических законов, закономерностей и принципов обучения является одной из наиболее актуальных в науке. Она многократно подвергалась обсуждению, но и сегодня нет четкого разграничения этих понятий, иногда закономерности подменяются принципами, отождествляются законы и закономерности.
Образование как целостное явление представляет собой одну из наиболее значимых подсистем общества. Поэтому его законы, как и законы общества, являются продуктом его внутренней самоорганизации, а не есть результат проявления какой-то внешней силы. Отсюда педагогический закон — это категория, обозначающая объективные, существенные, необходимые, общие и устойчиво повторяющиеся связи между явлениями образования, компонентами педагогической системы, отражающие механизмы ее самоорганизации, развития и функционирования.
Итак, закон отражает объективные, существенные, повторяющиеся, устойчивые связи внутри явления, которые выражают порядок, самоорганизацию, изменения и развитие. Если же такой характер связи наблюдается при определенных условиях (т. е. не всегда), то эти связи выражают закономерности.
Всовременной дидактике больше сформулировано закономерностей, так как в процессе обучения почти всегда требуется создание определенных условий для реализации закона в обучении.
Закономерности обучения — это устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения.
Объективные законы и закономерности, отражающие существенные и необходимые связи между явлениями и факторами обучения, позволяют понять общую картину развития дидактических процессов. Однако они не содержат непосредственных указаний для практической деятельности, а являются лишь теоретической основой для разработки и совершенствования ее технологии. Практические рекомендации и требования к осуществлению обучения находят выражение и закрепление в принципах и правилах обучения.
Принципы обучения (дидактические принципы) — это основные (общие, руководящие) положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями и закономерностями.
Принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.
Принципы обучения по своему происхождению являются теоретическим обобщением педагогической практики. Они носят объективный характер, возникают из опыта практической деятельности. Поэтому принципы являются руководящими положениями, которые регулируют деятельность в процессе обучения людей. Они охватывают все стороны процесса обучения.
Неправильное понимание принципов обучения или их незнание, неумение следовать их требованиям не отменяют их существования, но делают процесс обучения ненаучным, малоэффективным, противоречивым.
Соблюдение принципов обучения — важнейшее условие эффективности процесса обучения, показатель педагогической культуры преподавателя.
Отдельные стороны применения того или иного принципа обучения раскрывают дидактические правила. Правила вытекают из принципов обучения.
Правила обучения — это конкретные указания учителю, как надо поступать в типичной педагогической ситуации процесса обучения.
Некоторые теоретики-дидактики и учителя-практики выступают против выделения и строгого следования правилам обучения, так как это, считают они, сковывает творческую инициативу обучающего. Главное внимание следует уделять изучению теории обучения, усвоению навыков ее творческого применения на практике.
Однако категоричное отрицание правил обучения является неправомерным. Практический опыт обучения чаще всего закрепляется в правилах. Поэтому надо следовать правилам, но подходить к ним творчески.
В обучении проявляются специфические педагогические законы.
Хуторской А. В. выделяет следующие законы обучения: социальной обусловленности целей, содержания, форм и методов обучения; взаимосвязи творческой самореализации ученика и образовательной среды; взаимосвязи обучения, воспитания и развития; обусловленности результатов обучения характером образовательной деятельности учащихся; целостности и единства образовательного процесса.
Хуторской А. В. дает такую трактовку этим законам’.
Закон социальной обусловленности целей, содержания, форм и методов обучения. Социальный строй и общественно-экономические отношения оказывают определяющее влияние на основные компоненты процесса обучения: его цели, содержание, методы, формы организации. Например, демократические преобразования конца XX в. обусловили появление в стране негосударственных образовательных организаций, авторских школ и обучающих систем.
Закон взаимосвязи творческой самореализации ученика и образовательной среды. По своей духовной и природной сущности человек есть творец. Степень реализации творческого потенциала ученика зависит от условий, средств и технологий образовательного процесса. Творческую самореализацию ученика повышают следующие условия: выбор им целей обучения, открытое содержание образования, природосообразные технологии обучения, возможность индивидуальной траектории, темпа и форм обучения и др.
Закон взаимосвязи обучения, воспитания и развития. Любая деятельность, направленная на обучение, сопряжена с развитием в ученике его личностных качеств, с его воспитанием как члена общества. Даже если учитель не ставит явных воспитательных или развивающих целей, он все равно своей деятельностью не только обучает, но и воспитывает, оказывает влияние на формирование соответствующих качеств учеников, на развитие их как личности.
Закон обусловленности результатов обучения характером образовательной деятельности учащихся. Результаты обучения зависят прежде всего от активности самой личности, оттого, насколько продуктивна их деятельность. На результаты обучения оказывают влияние также применяемые технологии, формы и методы обучения.
Закон целостности и единства образовательного процесса. Данный закон устанавливает необходимость внутреннего согласования между собой всех компонентов образовательного процесса (целей, содержания, средств, методов, форм, технологий и т. д.).
Выделены и другие законы обучения. Законами становятся лишь те закономерности, в которых:
• четко определены и зафиксированы объекты, между которыми устанавливается связь;
• исследованы особенности этой связи (вид, содержание, форма, характер и т. д.);
• установлены границы проявления связи.
Закономерности обучения находят свое конкретное выражение в принципах и вытекающих из них правилах обучения.