Законы обучения как предмет научной дискуссии

Законы и принципы обучения

Освещая данную тему, следует раскрыть следующие основные вопросы: понятие принципа и правила обучения; характеристика дидактических принципов и их реализация на практике.

Законы процесса обучения сами по себе не содержат непосредственных указаний для практических действий. Они являются теоретической основой для выработки обобщенных рекомендаций прикладного характера. Такими обобщенными рекомендациями и являются принципы обучения. То есть, основные законы процесса обучения находят свое воплощение в принципах обучения. Этим объясняется то, что принципы позволяют учителю оптимизировать учебный процесс – они выполняют роль своеобразного компаса, показывая педагогу, как опираясь на познанные законы, достичь дидактические цели кратчайшим путём.

Рассмотрим законы обучения (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др.).

Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения. Он раскрывает объективный процесс определяющего влияния общественных отношений, социального строя на формирование всех элементов воспитания и обучения. Речь идет о том, чтобы, используя данный закон, полно и оптимально перевести социальный заказ на уровень педагогических средств и методов.

Закон взаимообусловленности обучения, воспитания и деятельности учащихся. Он раскрывает соотношение между педагогическим руководством и развитием собственной активности обучающихся, между способами организации обучения и его результатами.

Закон целостности и единства педагогического процесса. Он раскрывает соотношение части и целого в педагогическом процессе, обусловливает необходимость гармонического единства рационального, эмоционального, сообщающего и поискового, содержательного, операционного и мотивационного компонентов в обучении.

Закон единства и взаимосвязи теории и практики в обучении.

Закон единства и взаимообусловленности индивидуальной и групповой организации учебной деятельности.

Закономерности обучения, рассматриваемые как выражение действия законов в конкретных условиях, — это объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения. Особенность понятия «закономерности» в дидактике состоит в том, что эти связи, зависимости компонентов процесса обучения носят преимущественно вероятностно-статистический характер. Часть из них действует всегда, независимо от действий участников и условий процесса, например: цели и содержание обучения зависят от требований общества к уровню образования личности. Большая же часть закономерностей проявляется как тенденция, то есть не в каждом отдельном случае, а в статистическом ряду, в некотором множестве случаев. Это характерно для всех общественных процессов, также и для процесса обучения, поскольку он зависит от множества факторов: сознательной деятельности учителя и учеников, культурных, материальных условий и пр.

Многие закономерности обучения обнаруживаются опытным, эмпирическим путем, и таким образом обучение может строиться на основе опыта, так сказать, по здравому; смыслу. Однако построение эффективных систем обучения, усложнение процесса обучения с включением новых дидактических средств требует теоретического знания о законах, по которым протекает процесс обучения.

Выделяются внешние закономерности процесса обучения и внутренние. Первые характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий: социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровня образования.

К внутренним закономерностям процесса обучения относятся связи между его компонентами: между целями, содержанием, методами, средствами, формами. Иначе говоря, – это зависимость между преподаванием, учением и изучаемым материалом. Таких закономерностей в педагогической науке установлено довольно много, большая часть из них, как было сказано, действует только при создании обязательных условий обучения. Укажем на некоторые из них.

Существует закономерная связь между обучением и воспитанием: обучающая деятельность преподавателя преимущественно носит воспитывающий характер. Воспитательное воздействие его зависит от ряда условий, в которых протекает обучение.

Описание этих условий характеризует частные проявления указанной закономерности.

Другая закономерность говорит о том, что есть зависимость между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения. Согласно этому положению обучение не может состояться, если нет взаимообусловленной деятельности участников процесса обучения, отсутствует их единство. Частным, более конкретным проявлением этой закономерности является связь между активностью ученика и результатами учения: чем интенсивнее, сознательнее учебно-познавательная деятельность школьника, тем выше качество обучения. Частное выражение этой закономерности состоит в соответствии целей учителя и учеников, при рассогласовании целей эффективность обучения снижается.

Назовем еще ряд закономерностей, проявляющихся в обучении при наличии определенных условий.

Прочность усвоения учебного материала зависит от систематического прямого и отсроченного повторения изученного, от включения его в ранее пройденный и в новый материал.

Развитие умственных умений и навыков учащихся зависит от применения поисковых методов, проблемного обучения и других активизирующих интеллектуальную деятельность приемов и средств.

Формирование понятий в сознании обучаемых может состояться в том случае, если будет организована специальная познавательная деятельность по выделению существенных признаков, явлений, объектов, операции по сопоставлению и разграничению понятий, по установлению их содержания, объема и пр.

Таким образом, знание дидактических закономерностей о том, как протекает процесс обучения, наряду с психологическими и другими его характеристиками, позволяет ученым и практикам построить его оптимально в самых разных конкретных случаях.

В современной дидактике принципы обучения определяются как исходные положения о способах достижения дидактических целей с учетом законов педагогического процесса.

Если цели и содержания образования определяют чему следует учить школьников, то принципы обучения устанавливают, как это следует делать.

В настоящее время в педагогике разработано несколько классификаций принципов обучения. Мы остановимся на рассмотрении классических принципов. Это: принцип научности обучения (ведущий принцип), принцип связи обучения с жизнью, принцип сознательности и активности, принцип доступности и посильности, принцип систематичности и последовательности, принцип прочности, принцип наглядности, принцип учета индивидуальных особенностей учащихся и др.

Принципы обучения, определяя общее направление дидактической деятельности учителя, разрабатываются на основе глубокого анализа практики обучения. По мере развития педагогической науки и совершенствования практики выявляются новые законы процесса обучения и на их основе разрабатываются новые принципы обучения. Таким образом, принципы обучения – категория историческая. Их разработкой занимались еще педагоги прошлого – Я. А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский.

Можно отметить также, что названные принципы обучения являются универсальными для всех учебных предметов на всех уровнях дидактической работы.

Рассмотрим кратко указанные принципы (классические) и покажем, через какие правила они реализуются на практике.

1) Принцип научности обучения.Обязывает, что все сообщаемые учебные сведения находились в полном соответствии с современной наукой и при этом использовались методы обучения, близкие к методам науки, основы которой изучаются.

В школьные курсы обычно не включается всё спорное, дискуссионное, не проверенное длительной практикой, не устоявшееся в науке. Учащимся сообщаются только подлинно научные факты. Вместе с тем, при изучении отельных тем учитель должен информировать школьников о научных гипотезах и перспективах развития данной науки. За последнее время всё больше ученых высказывается за сближение методов обучения и методов науки. В частности, указывается на необходимость обучения учащихся методам и приёмам ведения самостоятельных исследований, включающим наблюдение, эксперимент, обобщение полученных данных и т.д.

Правила принципа научности:

— Излагай учащимся только достоверные факты и явления в их правдивом освещении;

— четко выделяй основные идеи и теории в изучаемом материале;

— обеспечивай ведущую роль теории в обучении;

Читайте также  Как долго хранить домашний сыр

— используй язык науки, основы которой изучаются, работай с понятиями;

— изучай явления природы и общества в их развитии;

— знакомь школьников с историей важнейших открытий в науке;

— раскрывай перспективы развития науки и техники и т.д.

— Опирайся на имеющийся у школьников практический опыт;

— показывай пути использования знаний на практике;

— формируй соответствующие умения и навыки применения знаний на практике;

— раскрывай диалектическую связь науки с практикой;

— ознакомь учащихся с основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, расширяй их политехнический кругозор;

— учи школьников извлекать из своей практической деятельности теоретические знания и т.п.

3) Принцип сознательности и активности. Требует глубокого осмысления учащимися изучаемого материала, понимания причин воз­никновения различных явлений, а также умения осмысленно применять полученные знания на практике. Еще Демокрит подчеркивал: «В обуче­нии надо стремиться не столько к полному знанию, сколько к полному разумению».

Этот принцип ставит учителя перед необходимостью доказывать, аргументировать, убеждать, поощрять школьников высказывать соб­ственные суждения, отыскивать альтернативные способы решения вопро­сов и задач. Забвение принципа сознательности и активности приводит к формализму в знаниях и практических действиях учащихся.

Данный принцип может реализоваться через: проблемное изложе­ние материала на уроке; побуждение учащихся самостоятельно делать сравнения, обобщения и выводы, задавать вопросы; развитие внутренних стимулов активности (потребности в знаниях, познавательных интересов, чувства ответственности и т.д.).

Этот дидактический принцип предусматривает также: осознание учащимися целей и задач предстоящей работы на уроке, возникновение интереса к ней; сознательное овладение ими учебными действиями, логи­ческими приемами (анализ, синтез, обобщение, сравнение, составление таблиц и схем и т.п.); сознательный и активный подход не только к усвоению знаний, но и к выработке умений и навыков; воспитание у де­тей самостоятельности мышления, научение их отыскивать истину и от­стаивать ее.

— Обеспечивай понимание изучаемого материала;

— соотноси новые знания с уже имеющимся опытом учащихся;

— используй проблемное изложение материала на уроке;

— преодолевай формализм в обучении, механическое запоминание материала;

— комментируй ответы учащихся;

— обеспечивай условия для хорошей работоспособности и устойчи­вого внимания учащихся;

— стимулируй познавательную активность школьников и др.

4) Принцип доступности и посильности. Означает соответствие со­держания, методов обучения, объема изучаемого материала уровню раз­вития учащихся.

Для того, чтобы обучение было доступным и посильным для уче­ников, необходимо: определить количество и качество изучаемого материала для учащихся данного возраста, данного класса; подобрать соответствующие методы обучения; правильно определить количе­ство времени, которое учащиеся данного класса могут и должны посвя­тить изучению данного предмета в школе и дома; опираться при изуче­нии нового материала на уже имевшиеся у школьников знания, представ­ления, на их личный опыт.

Доступность не следует понимать как учение без трудностей. На­оборот, учащихся необходимо включать в активную познавательную деятельность, более полно использовать их интеллектуальные возмож­ности, преодолевать встречающиеся трудности.

— Учитывай реальный уровень развития и подготовленности учащихся;

— объясняй материал простым, доступным языком;

— оптимизируй объем работы на уроке и домашних заданий;

— излагай новое, связывая его с хорошо известным учащимся;

— подробно разбирай наиболее трудные места учебника;

— комментируй домашнее задание;

— используй при объяснении необходимую наглядность;

— соблюдай меру трудности в обучении и др.

5) Принцип систематичности и последовательности. Определяет не­обходимость добиваться усвоения учащимися системы знаний, а не раз­розненных сведений из различных наук и требует преподавания основ наук в строгом логическом порядке.

Большое значение данному принципу придавал в свое время еще Я.А. Коменский: «Все, что находится во взаимной связи, должно препо­даваться в такой же связи. Все должно вестись в неразрывной последова­тельности, так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролага­ло дорогу для завтрашнего».

Этот принцип требует глубокого осмысления учащимися логики и системы в содержании усваиваемых знаний, а также систематической ра­боты по повторению, систематизации и обобщению изучаемого материа­ла. Систематичность проявляется и в установлении связей между отдель­ными темами и разделами изучаемого курса. Большую роль в формиро­вании целостного представления о развитии природы и общества играют межпредметные связи.

— Осуществляй обучение постоянно, без перерывов;

— излагай материал в определенной системе, заданной программой и учебником;

— переходи к изучению нового материала только после усвоения старого,

— добивайся преемственности в усвоении учащимися знании и фор­мировании у них умений и навыков;

— приучай учащихся к повседневной работе с книгой, наблюдениям за явлениями природы;

— предъявляй к учащимся последовательные требования и т.п.

6) Принцип прочности. Предполагает прочное усвоение знаний, умений и навыков, которые должны стать достоянием учащихся и обла­дать свойством воспроизведения и применения в различных ситуациях.

Я.А. Коменский: «Все преподаваемое, правильно понятое умом, должно быть закреплено также и в памяти».

Прочность овладения материалом во многом зависит от личност­ного отношения школьника к этому материалу (С.Л. Рубинштейн). По­этому в ходе объяснения надо стремиться подчеркнуть значимость дан­ного материала, преподносить его эмоционально. Память человека избирательна: мы не запоминаем всего, а хорошо помним лишь то, что для нас особенно важно и интересно.

— Не перегружай материал частностями, выделяй главное;

— тщательно отбирай материал для заучивания и запоминания;

— делай упор на осмысленное, а не механическое запоминание;

— обучай учащихся приемам умственной работы;

— чередуй различные виды учебной деятельности учащихся;

— излагай материал эмоционально;

— систематически организовывай повторение изучаемого материала;

— закрепляй знания на практике.

7) Принцип наглядности (или единства конкретного и абстрактного, или сочетания образного и логического в обучении). Требует, чтобы об­учение осуществлялось с опорой на чувственный опыт детей.

Наглядность обучения основана на закономерностях развития мышления учащихся, которое развивается от конкретного (чувственного) к абстрактному. На ранних этапах развития ребенок мыслит больше об­разами, чем понятиями. Но и на более высоких ступенях развития мыш­ление не может отрываться от конкретных фактов или их образов. К.Д. Ушинский считал, что школьное обучение должно строиться не на отвле­ченных представлениях и словах, а на конкретных образах.

— Обеспечивай восприятие материала по мере возможности всеми органами чувств;

— перед использованием наглядности четко определи и сформулируй цель наблюдения;

— применяй наглядность в комплексе с другими средствами обучения;

— помогай учащимся соотнести содержание слова с чувственными образами;

— применяй наглядность на уроке в меру;

— применяй наглядность лишь в нужный момент урока;

— обеспечивай хорошую видимость наглядности для всего класса;

— обеспечь безопасность применения наглядности на уроке и др.

8) Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. Требует от учи­теля знания не только общих особенностей протекания психических процессов у школьников, но и индивидуальных качеств ребенка: степени активности, особен­ности мышления и памяти, степени устойчивости внимания, быстроту выработки навыка, характер пробелов в знаниях, состояние здоровья и т.п.

К.Д. Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать челове­ка во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

— Постоянно изучай индивидуальные особенности учащихся;

-спроектируй для каждого ученика систему индивидуальных педагогических воздействий;

— создавай оптимальные условия для полноценного развития каждого уче­ника;

— учитывай тип мышления каждого школьника;

Читайте также  Как вчера сыграли бразилия аргентина

— индивидуализируй учебные задания в зависимости от особенно­стей личности каждого ученика и т.д.

Резюмируя сказанное можно отметить, что принципы обучения, отражая общедидактические требования как к содержанию, так и его организации, позво­ляют учителю оптимизировать учебный процесс, сделать его наиболее рацио­нальным и научно обоснованным.

Дата добавления: 2015-12-26 ; просмотров: 6746 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Технология дискуссионного обучения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Дискуссия – это метод обучения, который направлен на развитие у учащихся коммуникативных способностей и критического мышления, предполагающий упорядоченный и целенаправленный обмен мнениями, направленный на согласование противоположных точек зрения и приход к общему основанию.

В основе дискуссионного обучения заложено противоречие, в котором отражены противоположные взгляды участников, на рассматриваемый объект обсуждения.

Теоретические положения технологии дискуссионного обучения

В традиционной системе обучения, дискуссия рассматривается как одно из основных средств, несмотря даже на то, что она не разрабатывалась как педагогический инструментарий. Однако глубокий анализ дискуссии доказал ее эффективность в обучении, так как позволяет всесторонне развивать учащихся, в легкой и непринужденной обстановке получать ими новые знания. В настоящее время дискуссия хоть и используется в качестве технологии обучения, она остается по-прежнему недостаточно разработанной с педагогической точки зрения.

Цель технологии дискуссионного обучения – развитие у учащихся критического мышления, формирование дискуссионной и коммуникативной культуры.

Исходными теоретическими положениями технологии дискуссионного обучения являются:

Готовые работы на аналогичную тему

Задачи дискуссионного обучения

Задачи технологии дискуссионного обучения весьма разнообразны и делятся на несколько групп:

Задачи конкретно-содержательного плана:

Задачи по организации эффективного взаимодействия между учащимися в классе (группе, подгруппе, коллективе):

Важным при решении данных задач является их взаимообусловленность и пересечение, только в этом случае можно достичь ожидаемого результата.

Ожидаемый результат, при использовании технологии дискуссионного обучения:

Формы проведения дискуссионного обучения

Технология дискуссионного обучения предполагает использование разнообразных форм. Форму выбирает педагог, в зависимости от поставленных образовательных задач и дискуссионных способностей учащихся.

Формы проведения технологии дискуссионного обучения:

Источник

Понятие закона, закономерности и принципы обучения

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Проблема педагогических законов, закономерностей и принципов обу­чения является одной из наиболее актуальных в науке. Она многократно подвергалась обсуждению, но и сегодня нет четкого разграничения этих понятий, иногда закономерности подменяются принципами, отождествля­ются законы и закономерности.

Образование как целостное явление представляет собой одну из наибо­лее значимых подсистем общества. Поэтому его законы, как и законы об­щества, являются продуктом его внутренней самоорганизации, а не есть результат проявления какой-то внешней силы. Отсюда педагогический за­кон это категория, обозначающая объективные, существенные, необходи­мые, общие и устойчиво повторяющиеся связи между явлениями образования, компонентами педагогической системы, отражающие механизмы ее самоорга­низации, развития и функционирования.

Итак, закон отражает объективные, существенные, повторяющиеся, устойчивые связи внутри явления, которые выражают порядок, самоорга­низацию, изменения и развитие. Если же такой характер связи наблюдает­ся при определенных условиях (т. е. не всегда), то эти связи выражают за­кономерности.

Всовременной дидактике больше сформулировано закономерностей, так как в процессе обучения почти всегда требуется создание определенных условий для реализации закона в обучении.

Закономерности обучения — это устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения.

Объективные законы и закономерности, отражающие существенные и необходимые связи между явлениями и факторами обучения, позволяют по­нять общую картину развития дидактических процессов. Однако они не со­держат непосредственных указаний для практической деятельности, а явля­ются лишь теоретической основой для разработки и совершенствования ее технологии. Практические рекомендации и требования к осуществлению обучения находят выражение и закрепление в принципах и правилах обучения.

Принципы обучения (дидактические принципы) это основные (общие, ру­ководящие) положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями и закономерностями.

Принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.

Принципы обучения по своему происхождению являются теоретиче­ским обобщением педагогической практики. Они носят объективный ха­рактер, возникают из опыта практической деятельности. Поэтому принципы являются руководящими положениями, которые регулируют деятель­ность в процессе обучения людей. Они охватывают все стороны процесса обучения.

Неправильное понимание принципов обучения или их незнание, не­умение следовать их требованиям не отменяют их существования, но дела­ют процесс обучения ненаучным, малоэффективным, противоречивым.

Соблюдение принципов обучения — важнейшее условие эффективно­сти процесса обучения, показатель педагогической культуры преподавателя.

Отдельные стороны применения того или иного принципа обучения раскрывают дидактические правила. Правила вытекают из принципов обу­чения.

Правила обучения — это конкретные указания учителю, как надо посту­пать в типичной педагогической ситуации процесса обучения.

Некоторые теоретики-дидактики и учителя-практики выступают против выделения и строгого следования правилам обучения, так как это, считают они, сковывает творческую инициативу обучающего. Главное внимание следует уделять изучению теории обучения, усвоению навыков ее творче­ского применения на практике.

Однако категоричное отрицание правил обучения является неправомер­ным. Практический опыт обучения чаще всего закрепляется в правилах. Поэтому надо следовать правилам, но подходить к ним творчески.

В обучении проявляются спе­цифические педагогические законы.

Хуторской А. В. выделяет следующие законы обучения: социальной обус­ловленности целей, содержания, форм и методов обучения; взаимосвязи твор­ческой самореализации ученика и образовательной среды; взаимосвязи обуче­ния, воспитания и развития; обусловленности результатов обучения харак­тером образовательной деятельности учащихся; целостности и единства образовательного процесса.

640 1

Хуторской А. В. дает такую трактовку этим законам’.

Закон социальной обусловленности целей, содержания, форм и методов обучения. Социальный строй и общественно-экономические отношения оказывают определяющее влияние на основные компоненты процесса обу­чения: его цели, содержание, методы, формы организации. Например, де­мократические преобразования конца XX в. обусловили появление в стра­не негосударственных образовательных организаций, авторских школ и обучающих систем.

Закон взаимосвязи творческой самореализации ученика и образователь­ной среды. По своей духовной и природной сущности человек есть тво­рец. Степень реализации творческого потенциала ученика зависит от ус­ловий, средств и технологий образовательного процесса. Творческую са­мореализацию ученика повышают следующие условия: выбор им целей обучения, открытое содержание образования, природосообразные тех­нологии обучения, возможность индивидуальной траектории, темпа и форм обучения и др.

Закон взаимосвязи обучения, воспитания и развития. Любая деятельность, направленная на обучение, сопряжена с развитием в ученике его личност­ных качеств, с его воспитанием как члена общества. Даже если учитель не ставит явных воспитательных или развивающих целей, он все равно своей деятельностью не только обучает, но и воспитывает, оказывает влияние на формирование соответствующих качеств учеников, на развитие их как лич­ности.

Закон обусловленности результатов обучения характером образовательной деятельности учащихся. Результаты обучения зависят прежде всего от ак­тивности самой личности, оттого, насколько продуктивна их деятельность. На результаты обучения оказывают влияние также применяемые техноло­гии, формы и методы обучения.

Закон целостности и единства образовательного процесса. Данный закон устанавливает необходимость внутреннего согласования между собой всех компонентов образовательного процесса (целей, содержания, средств, ме­тодов, форм, технологий и т. д.).

Выделены и другие законы обучения. Законами становятся лишь те за­кономерности, в которых:

• четко определены и зафиксированы объекты, между которыми уста­навливается связь;

• исследованы особенности этой связи (вид, содержание, форма, ха­рактер и т. д.);

• установлены границы проявления связи.

Закономерности обучения находят свое конкретное выражение в прин­ципах и вытекающих из них правилах обучения.

Источник

Своими силами