Как жили и учились лицеисты

Отроки во Вселенной: как и кого воспитывали в Царскосельском лицее

RIAN 973740.HR .ru

В День лицеиста, ежегодно отмечаемый 19 октября, мы неизбежно вспоминаем самый знаменитый русский лицей — Царскосельский — и его самого знаменитого воспитанника. Однако Александр Сергеевич был не единственным лицеистом, вписавшим свое имя в историю России. «Известия» рассказывают о том, как был основан Царскосельский лицей и о его первом выпуске.

96996

«Дней Александровых прекрасное начало»

В первые годы своего правления Александр I был переполнен идеями просвещения и мыслями о преобразовании страны, что было невозможно без повышения общего уровня образования и «смягчения нравов». Романтичного монарха тогда окружали его друзья из Негласного комитета, преобразованного сначала в Непременный совет, а потом в Государственный совет — Чарторыйский, Строганов, Кочубей, Новосильский. В 1803 году был издан «Указ о вольных хлебопашцах» — по сути, первый шаг к отмене крепостного права. Была проведена министерская реформа, упразднившая архаические петровские коллегии. Государству требовались новые квалифицированные кадры, а откуда их было взять, если на всю Россию был единственный университет в Москве! Идеолог реформ Михаил Сперанский открыто говорил, что преобразования упираются в нехватку грамотных и патриотичных людей, способных занимать высокие посты в новой администрации. Именно поэтому были открыты пять новых университетов: Дерптский, Виленский, Харьковский, Казанский и Петербургский Педагогический институт, который позже тоже был преобразован в университет. В Ярославле на частные средства открылось Демидовское высших наук училище. Но этого было мало, к тому же, университеты готовили все же ученых, а не чиновников.

3434343 0

Тогда и возникла идея лицея. Сказать, когда она прозвучала впервые и кому конкретно принадлежала, достоверно нельзя. Возможно, это было связано с тем, что младшие братья Александра великие князья Николай (родился в 1796 году) и Михаил (1798) повзрослели, и им пора было получать систематическое образование, что удобнее и демократичнее было делать в компании их сверстников. Проект разрабатывал Сперанский, который 11 декабря 1808 года представил императору «Проект предварительные правила для специального Лицея». Но потом наступила пауза. Видимо, сам государь и, возможно, вдовствующая императрица Мария Федоровна были не во всем согласны с предложениями Сперанского. Так или иначе, но только 12 (24) августа 1810 года государь подписал указ о создании лицея. К этому времени либеральные идеи уже не столь привлекали Александра. Война с Францией становилась неизбежной, и это плохо сочеталось со свободомыслием. Большинство придворных «либералов» уже получили отставку, их места заняли люди консервативного толка — Балашов, Аракчеев, князь Александр Голицын. Госсекретарь Сперанский оказался в изоляции и потерял возможность всерьез влиять на ситуацию. Он просил об отставке, и весной 1812 года Сперанский будет не только уволен, но и отправлен в ссылку в Пермь.

29 0

«В октябре багрянолистном девятнадцатого дня. »

Подобное непостоянство и противоречивость были свойственны Александру, проявились они и в его детище — лицее. Получилось, что принципы его деятельности разрабатывал реформатор Сперанский, программу составлял республиканец Лагарп (бывший воспитатель императора), а вот писал устав и курировал подготовку к открытию министр народного просвещения граф Алексей Разумовский, апологет охранительства. Лицей был задуман как элитарное учебное заведение, готовящее высших государственных чиновников, но программа была в основном гуманитарная, даже творческая. Кстати, представители самых родовитых фамилий обошли заведение своим вниманием, князь Александр Горчаков — пожалуй, единственное исключение. Великие князья тоже в лицее не обучались. Но внимание царской семьи к новому учебному заведению было значительным, достаточно вспомнить, что под него был выделен флигель Екатерининского дворца в Царском селе, где часто жила августейшая чета. Здание было специально перестроено архитектором Василием Стасовым и приспособлено под нужды учебного заведения.

TASS 12751497

Вид на Екатерининский дворец в Государственном музее-заповеднике «Царское Село» в Пушкине

Торжественное открытие состоялось 19 (310 октября 1811 года. Помимо учеников и преподавателей, присутствовал сам Александр, обе императрицы — мать Мария Федоровна и супруга Елизавета Алексеевна, великая княжна Анна Павловна, наследник цесаревич Константин Павлович, придворные, министры, члены Государственного Совета и «многие другие знаменитые особы», как писали газеты. Приглашения получили и родственники лицеистов. Была зачитана дарованная лицею Высочайшая Грамота, профессора и директор лицея Малиновский произнесли приветственные речи. Потом все лицеисты были поочередно представлены государю. Кстати, форму для них придумал и пошил Мальгин — личный портной Александра. Ближе к вечеру взрослым был подан обед, а детям десерт, после которого они побежали в парк играть в снежки — накануне как раз выпал первый снег.

Из Высочайшей Грамоты Императорскому лицею, зачитанной на его открытии 19 октября 1811 года:

Ныне отверзаем новое Святилище наук! Некоторое число отличнейшего по талантам и нравственным качествам юношества мы желали предназначить особенно к важным частям службы государственной, а для образования его способностей собрать оное в сие Святилище; сюда позвали науки и изящные искусства, наиболее соответствующие назначению юношества, имеющего в нем воспитываться. В залог же особенного нашего к сему училищу благоволения даруем ему титул Императорского Лицея.

TASS 27170578

Дворцовый парк с его тенистыми аллеями, прудами и памятниками русскому оружию стал главным развлечением учеников. В остальном же режим жизни лицеистов был довольно строгим.

Иван Пущин. «Записки о Пушкине»

«Вставали мы по звонку в 6 часов, одевались, шли на молитву в зал. Утреннюю и вечернюю молитву читали мы вслух, по очереди. От 7 до 9 — класс. В 9 чай. Прогулка во всякую погоду до 10. От 10 до 12 — класс. От 12 до 1 — прогулка. В час обед. От 2 до 3 или чистописание или рисование. От 3 до 5 — класс. В 5 чай. До 6 прогулка. Потом повторение уроков или вспомогательный класс. В половине девятого звонок к ужину. До 10 в зале мячик и беготня. В 10 вечерняя молитва и сон»

TASS 1894231

Вид на Императорский Царскосельский Лицей в городе Пушкин

TEM 3862

В первый набор зачислили 30 человек. Дело каждого рассматривали персонально, необходимо было ходатайство от уважаемых людей и документальное подтверждение дворянского происхождения. За Сашу Пушкина, например, радел директор департамента Главного управления духовных дел иностранных исповеданий Александр Иванович Тургенев. Помимо этого министр Разумовский лично проводил «вступительные испытания» — что-то вроде собеседования, целью которого было выявить уровень знаний будущего лицеиста. Зачисляли мальчиков 10-12 лет. Учеба была рассчитана на шесть лет — два трехлетних курса с переводным экзаменом между ними. Лицеистам запрещено было покидать учебное заведение, кроме как по каким-то особым случаям — например, Пушкину лишь дважды разрешили отлучиться за все время, да и то по весьма трагическим поводам. Каникулы существовали, но проводить их должно было в лицее. Выход в город в гости разрешался за заслуги в учебе, как поощрение. Посещение родителями не приветствовалось. Кстати, полный отрыв от семьи в годы обучения был тогда общепринятой нормой — во всех кадетских и пажеских корпусах были даже более строгие правила. Зато в лицее были запрещены телесные наказания и, кстати, за обучение и полный пансион не брали плату. И, что было уж совсем немыслимо в те времена, каждый воспитанник имел отдельную комнату.

«Под сенью дружных муз»

1920px Orest Kiprensky

Учеба строилась не совсем так, как принято теперь: вместо отдельных предметов были направления, в рамках которых изучались смежные дисциплины. За каждое направление отвечал профессор или преподаватель. Нравственные проблемы решали в курсах права, этики, логики, политэкономии, закона Божьего. Блок словесности — языки, риторика, поэзия. Гуманитарный цикл — история России и мира, география. Естественнонаучные предметы — математика, физика, химия. Курс изящных искусств включал живопись, театр, танцы и музыку, а отдельный военный цикл состоял как из собственно профессиональных навыков, так и из необходимых дворянину прикладных дисциплин — фехтования, верховой езды, плавания. Поскольку все курсы были авторскими, преподаватели стали главной ценностью заведения. Их было немного, кандидатура каждого подбиралась индивидуально и утверждалась на самом высоком уровне. Настоящими звездами были профессора права и словесности Александр Куницын и Николай Кошанский, а французскую грамматику преподавал Давид де Будри — родной брат знаменитого революционера Марата. Много времени ученики проводили во внеклассных занятиях, и здесь особая роль принадлежала преподавателю изящных искусств Сергею Чирикову, который покровительствовал множеству начинаний лицеистов — литературному кружку, рукописному карикатурному журналу и т.д. В целом, атмосфера в лицее была весьма свободная и творческая, что и дало возможность ученикам раскрыть художественные способности. Даже не самые одаренные воспитанники старались проявить себя в рисовании, стихосложении, музыке, переводах. Многие, еще будучи учениками, печатались во вполне взрослых литературных журналах, причем первыми в московском «Вестнике Европы» за 1814 год были опубликованы стихи не Пушкина (что логично было бы предположить), а его товарища Антона Дельвига. Для самостоятельных занятий в лицее была создана великолепная библиотека, одна из лучших в то время.

TASS 18724061

В одном из залов лицея

Mikhail lermontov%20copy

Интерес императора к первому лицейскому набору сохранялся вплоть до его выпуска в 1817 году. Переводные и выпускные экзамены и вовсе стали событием государственного масштаба — на них присутствовали члены императорской фамилии, высшие чиновники, знаменитые ученые и литераторы (только Карамзин и Жуковский чего стоят!), конечно, родственники. Направление карьеры ученики выбрали разные, благо, такая возможность была — каждый по желанию мог определить вид службы (военный, дипломатический, гражданский), а стартовый ранг давался по показанным результатам. Лучшие 17 человек получили чин титулярного советника (IX класс), соответствующий чину прапорщика гвардии. Остальные получили X ранг (коллежский секретарь или армейский прапорщик), в том числе Пушкин, который в рейтинге стоял третьим с конца. Кстати, распределение всех выпускников лицея было напечатано в газетах, что подчеркивает внимание к этому учебному заведению.

Depositphotos 10403929 xl 2015

«Золотым» первый выпуск остался еще и потому, что после него Императорский лицей стал меняться. Послевоенный относительно либеральный период правления Александра в очередной раз сменился реакцией. Министерство народного просвещения было объединено с главным управлением духовных дел, а лицей в 1822 году подчинен военному ведомству. Естественно, ни о каком творческом духе и свободолюбии речь уже не шла. Кроме того, были учреждены еще несколько аналогичных и одноименных заведений в других городах, что дискредитировало идею элитарности лицейского образования. В 1843 году Императорский лицей переехал из Царского села в столицу и был переименован в Александровский. Просуществовал он до 1918 года. Новую жизнь лицеи получили уже в конце XX века, но ничего общего ни с традициями эпохи Аристотеля, ни с временами «золотого» пушкинского выпуска эти учебные заведения не имеют. Кроме, разве что, праздника 19 октября.

Читайте также  Qt designer как поменять язык

Источник

Как учили Пушкина, Салтыкова-Щедрина и Корфа: методики обучения Царскосельского лицея

Недовольных российским образованием сейчас немало. Ничему не учат, лекции скучные, а после окончания выпускников не берут на работу, — стандартная ситуация, правда?

О том, каким должно быть образование, спорят много. Но в российской истории есть пример учебного заведения, после которого ученики действительно вышли готовыми к самостоятельной жизни, а их способности были раскрыты. Большинство выпускников заняли высокие гражданские и военные государственные посты, а некоторые вошли в историю.

Речь в статье пойдет о царскосельском лицее, друзья.

Царскосельский лицей — образовательное учреждение для детей дворян в Российской империи, действовавшее в Царском Селе с 1811 по 1843 год. Известно в первую очередь как школа, воспитавшая А. С. Пушкина.

Заведение было основано по указу Александра I. Сначала предполагалось, что там будут учиться младшие братья Александра I — Николай и Михаил, но война 1812 изменила планы.

Тем не менее среди первых принятых в лицей учеников были:

Вступительные экзамены принимали влиятельные люди Российской империи: министр просвещения Разумовский, директор департамента Министерства народного просвещения Мартынов и директор Лицея Малиновский.

Утро лицеистов начиналось в 6 утра, с молитвы. Зато просыпались они не в общей спальне, а в личной, хоть и небольшой, комнате. Обстановка довольно аскетичная: железная кровать, комод, конторка и столик для умывания. Смежные комнаты отделяли друг от друга небольшие перегородки, через которые мальчишки часто переговаривались. Пушкин, кстати, соседствовал с Иваном Пущиным.

Вот, кстати, его воспоминания:

Вставали мы по звонку в шесть часов. Одевались, шли на молитву в залу. Утреннюю и вечернюю молитву читали мы вслух по очереди.
— От 7 до 9 часов — класс.
— В 9 — чай; прогулка — до 10.
— От 10 до 12 — класс.
— От 12 до часу — прогулка.
— В час — обед.
— От 2 до 3 — или чистописанье, или рисованье.
— От 3 до 5 — класс.
— В 5 часов — чай; до 6 — прогулка; потом повторение уроков или вспомогательный класс.
— По середам и субботам — танцеванье или фехтованье.
— Каждую субботу баня.
— В половине 9 часа — звонок к ужину.
— После ужина до 10 часов — рекреация.
— В 10 — вечерняя молитва, сон.

Если вам кажется, что сегодня у школьников мало каникул, то сейчас самое время порадоваться. Обучение в лицее длилось 11 месяцев, на каникулы отводился июль, но и в июле нельзя было съездить домой, —ученикам запрещалось покидать стены лицея. Причем первые лицеисты узнали об этом только после поступления во время торжественного обеда, тогда всеобщая радость сменилась слезами. Но полный отрыв от семьи во время обучения был тогда общепринятой нормой. В кадетских и пажеских корпусах условия были намного строже.

Занятия не всегда проходили в классах, в хорошую погоду ученики вместе с преподавателями ходили по аллеям Царского села, обсуждая, например, философию.

Лицей считался передовым учебным заведением Европы. Учебную программу составил ближайший сподвижник императора — Сперанский, чтобы школа воспитывала не слепых исполнителей, а тех, кто способен изменить историю своей страны.

В обучении соблюдался принцип последовательности. Например, история связывалась с географией, особенно в начальном курсе.

Был и курс «наук нравственных». В него входили философские, юридические и политические науки и состоял он из 12 учебных предметов. Считалось, что эти знания необходимы для формирования мировоззрения учеников.

В лицее была богатая библиотека, где ученики имели возможность работать самостоятельно. «Лицеисты принуждены были приискивать сами ответы на каждый вопрос, возникший в их уме». В общем, самостоятельность поощрялась. Преподавателям даже запрещалось просто диктовать материал, их задача состояла в том, чтобы развить умственные способности поступивших, научить их мыслить самостоятельно.

Еще в программе старались исключить возможность переутомления. Поэтому после часа занятий учеников ждал отдых в комнатах или на свежем воздухе.

С оценками в лицее тоже все было не так просто. Двоечники лицея — наши хорошисты, кол означало «отлично», три – «хорошо», а вот четыре — посредственно. Пятерок не было, а самой плохой оценкой считался ноль. Причем оценивались не только учеба, но и способности лицеистов.

За учениками круглосуточно велся надзор: во время обеда, на занятиях и даже ночью. Считалось, что это убережет их от порочных поступков.

Телесных наказаний, как во многих других школах, не было. Но за громкий смех или невнимательность можно было оказаться на позорной парте или выгнанным из класса. А еще провинившихся могли заставить вместо формы надеть свою старую одежду, которая, чаще всего, была уже мала. Совсем безудержных лишали привычной еды, заменив ее черным хлебом с водой.

Несмотря на это ученики в своих очерках делились, что обстановка в лицее была дружелюбная. Хотя в нашем веке такие меры наказания кажутся дикими и первобытными. Экологичностью тут и не пахнет.

Дисциплин было немало: русская словесность, иностранные языки, история, математика и даже военное дело. Но плюс был весомый: обучение в лицее считалось как высшее образование, поэтому спустя 6 лет учебы выпускники могли жить полностью самостоятельной жизнью.

Считается, что эффективностью обучения лицей обязан следующим факторам:

Первый директор лицея Малиновский говорил о том, что ученики должны видеть в педагогах не начальников, а друзей. Так, мальчики выезжали с семьей директора на прогулки, а зимой катались все вместе с горок и на коньках.

Удивительно, но как и в 2021 году, в стенах лицея ценили авторские программы. Так преподаватель и доктор философии и свободных искусств Николай Федорович Кошанский издал несколько учебников, перевел «Ручную книгу древней классической словесности», басни Федра и сочинения Корнелия Непота, по которым обучал учеников.

При этом учителей объединяло не только желание распознать и усилить природные наклонности воспитанников, но и даже воплотить в жизнь их мечтания. Например, директор Энгельгардт добился для Федора Матюшкина места в кругосветном путешествии. Поэтому факт, что выпускники сохранили дружеские отношения со своими наставниками, совсем не удивляет.

Если раньше образовательные учреждения могли равняться на Царскосельский лицей, то сейчас тоже есть достойный пример. Это школа №734 в Измайлово или, как ее называют, Школа самоопределения.

Основателю — Александру Наумовичу Тубельскому в своё время удалось взрастить в школе настоящую демократию. Он был убежден, что стране нужны свободные люди, и считал, что они вырастают только в атмосфере доверия: учителя – к ученику, администратора – к учителю.

Поэтому школа стала местом, где ребенка признают личностью, где у него есть право на ошибку, где его мнение такое же важное, как и мнение остальных. Он не объект образования, а важный член общества, к которому всегда прислушиваются.

Атмосфера свободы в школе способствует формированию soft skills — умению представить себя, умению общаться, умению доказывать и аргументировать. А вот оценки до 4 класса полностью отменены.

Друзья, а вы как считаете, что самое важное в процессе образования: талантливые преподаватели, дисциплина или новые подходы к обучению в принципе?

Источник

Как была устроена повседневная жизнь Царскосельского лицея во времена Пушкина

Приблизительное время чтения: 10 мин.

Свобода по расписанию

Лицей открылся в октябре 1811-го. А через год началась война. Шесть лицейских лет лицеисты почти безвылазно просидели в Царском Селе. Вместе с учителями читали газеты, провожали и встречали войска, вместе со всем образованным обществом то влюблялись в Александра I, то охладевали к нему.

У многих, включая Пушкина, дома жизнь была куда скучнее. Правда, первые три года их не пускали в гости. Зато гулять в садах, со всех сторон окружавших Лицей, им никто не мешал.

Жили, по воспоминаниям Пущина, строго по распорядку: вставали по звонку в 6 часов, одевались, шли на молитву в зал — утреннюю и вечернюю молитву читали вслух, по очереди. Потом с 7 до 9 уроки. В 9 — чай и до 10 в любую погоду — прогулка. С 10 до12 снова уроки. После них до часа опять прогулка. В час обед. С двух до трех чистописание или рисование и снова с трех до пяти уроки. В пять чай. До шести прогулка. Потом повторение уроков или вспомогательный класс. В половине девятого звонок к ужину. До десяти в зале мячик и беготня. А в десять вечерняя молитва и сон (Пушкин на всю жизнь сохранил привычку рано вставать, его рабочим временем было утро).

Но распорядок распорядком, а мальчишки во все времена остаются мальчишками. «На местах никогда не сидим, кто хочет учится, кто хочет гуляет, — признавался Илличевский. — Благодаря Бога, у нас царствует свобода, а свобода дело золотое. Летом досуг проводим на прогулках, зимою в чтении книг, иногда представляем театр, с начальниками обходимся без страха, шутим с ними и смеемся».

«В начале жизни школу помню я»

Лицеистов хотели научить буквально всему: психологии (в начале XIX века под психологией подразумевали философскую теорию познания — Прим. ред.), военным наукам, политэкономии, эстетике, праву, математике, французской и немецкой риторике, истории, географии, статистике, латыни, русской словесности, рисованию, фехтованию, танцам, верховой езде и, по возможности, архитектуре. Удивительнее всего, что при такой программе за шесть лет лицеисты все-таки многому научились.

Уроками их не мучили, зато самостоятельную умственную жизнь всячески поощряли. Первый директор Лицея Василий Малиновский — кроткий, застенчивый, душевный человек, образованный либерал, проповедник всеобщего братства и всеобщего мира — старался дополнять обучение чтением, беседами, сочинительством. Лицеисты бывали у него запросто.

Читайте также  Как добавить аккаунт в бравл старс

Но «в садах Лицея» не только постигали науки и читали Апулея и Цицерона. Там учились жить в обществе — как проявлять себя, так и считаться с личностью соседа. Кстати, великодушный и вспыльчивый, добрый и ехидный Пушкин был далеко не подарок, но именно лицеисты первыми почувствовали его исключительность — одни радостно, другие с раздражением. И именно в Лицее он нашел друзей и научился дружбе.

В то время рано начинали жить. Четырнадцатилетних девочек выдавали замуж, пятнадцатилетние мальчики командовали ротами. Когда братья Раевские участвовали с отцом в бою под Салтановкой, одному было двенадцать, другому четырнадцать. Сама эпоха, раскаты и встряски мировых событий торопили, будили умы. Пушкин и его товарищи рано созрели.

«В те дни, когда в садах Лицея я безмятежно расцветал»

В Лицее Пушкин написал 130 стихотворений — зачастую несерьезных, о предметах абсолютно ничтожных. Ему ничего не стоило сочинить стишок, приглашающий на чашку чая, или застольный тост. Он с удовольствием разменивался на мелочи и расходился по альбомам на остроты. Ему нравился жанр поэтического пустяка — он учил мгновенному решению темы.

Как-то Кошанский, преподававший лицеистам русскую и латинскую словесность, дал задание описать стихами розу, и Пушкин мигом выдал три четверостишья. Скажи ему кто тогда, сколько ученых страниц будет написано о двенадцати строчках его «Розы» и как почтенные профессора будут ломать головы над каждой строкой его «Пирующих студентов» — хохотал бы до упаду.

Сам он вел свое поэтическое летосчисление с 1814 года: стихи забили сразу, фонтаном. Впрочем, даже не стихи — стишки, которые он сам потом забраковал. Он принципиально не писал «нетленку», нахально заявляя, что «плоды веселого досуга не для бессмертья рождены». А излюбленным местом сочинительства сделал постель, валяясь в которой между прочим, шаляй-валяй, «среди приятного забвенья,склонясь в подушку головой», «немного сонною рукой» набрасывал что-нибудь, не требующее труда. И, радуясь, что «в таком ленивом положенье стихи текут и так и сяк», сам не подозревал, что «вырабатывает» свою уникальную манеру, поражающую раскованностью мысли и языка и неслыханной еще в русской словесности свободой слова.

«Все научное он считал ни во что и как будто желал только показать, что мастер бегать, прыгать через стулья, бросать мячик, — вспоминал Пущин. — Видишь, бывало, его поглощенным, не по летам, в думы и чтение, и тут же он внезапно оставляет занятия, входит в какой-то припадок бешенства за то, что другой, ни на что лучшее не способный, перебежал его или одним ударом уронил все кегли».

А еще Пушкин громко, заразительно хохотал и не утратил этого детского смеха до конца жизни.

Лицеисты любили играть в рассказы. Именно на одном из таких состязаний Пушкин придумал фабулу «Метели» и «Выстрела».

Он вообще так жил — как бы шутя и играя. А когда умер, Баратынский, говорят, разбирая бумаги покойного, восклицал: «Можешь ты себе представить, что меня больше всего изумляет во всех этих поэмах? Обилие мыслей! Пушкин — мыслитель! Можно ли было это ожидать?»

«Мы все учились понемногу»

Вообще-то сочинять в Лицее поначалу запретили, чтобы лицеисты об уроках не забывали. Но этот запрет скоро отменили. Для воспитанников выписывали семь русских журналов, восемь французских и немецких. Была библиотека: около 800 томов по истории, литературе, политэкономии и философии — редкое богатство, тогда ведь общественных библиотек еще не было.

Основательного, глубокого знания Лицей, конечно, не давал, но поверхам лицеисты были, по словам Корфа, «богаты блестящим всезнанием». Пушкин, к примеру, так и не одолел математику. Но кому нужна математика, когда все — лицеисты, наставники, даже лицейские сторожа — независимо от Богом данных дарований, как подорванные, писали стихи?

Уже в 1812 году среди лицеистов оказалось столько писателей, что они разделились на два литературных лагеря. Пушкин, Дельвиг и Корсаков издавали рукописный журнал «Неопытное перо». А Илличевский, Вольховский, Кюхельбекер и Яковлев — журнал «Для удовольствия и пользы». В 1813 году оба кружка слились и под общей редакцией выпустили «Юных пловцов». Но самым удачным и долговечным оказался «Лицейский мудрец»: Данзас и Корсаков были его «издателями», а Дельвиг— редактором.

«Он взял Париж и создал наш Лицей»

Царя и его семью лицеисты встречали в церкви, в парке, на прогулках. И конечно, в Лицей со всех сторон просачивалось дворцовые сплетни и слухи… А еще вокруг Лицея били барабаны и развевались знамена — не только потому, что русский двор был двором военным, с разводами, караулами, гвардией, но и потому, что с 1812 по 1815 год Россия непрерывно воевала: 11 июня 1812 года Наполеон перешел Неман.

Вторжение врага, Бородино, пожар Москвы, поражение, победа… «От Царя до подданного, от полководца до последнего ратника, от помещика до смиренного поселянина, все без изъятия, вынесли на плечах своих и на духовном могуществе своем Россию из беды и подняли ее на высшую степень славы и народной доблести», — писал Вяземский.

licey

Вплоть до восстания декабристов патриотизм, подразумевавший любовь и личную преданность государю, был основным необходимым атрибутом всякого образованного русского. Царь был живым воплощением Отчизны. Вокруг престола собиралось все, что было наиболее образованного, деятельного, творческого, все созидательные русские силы. А пленительная личность молодого Александра превращала долг в искренний порыв.

Император был в полном смысле слова обожаемым монархом. Молодой красавец с обворожительной улыбкой, взявший от XVIII века энциклопедизм, гуманизм и приятную изысканность манер, он хотел и умел пленять. Молодежь гордилась молодым императором, следила за его реформами. Потом начались войны, конгрессы, борьба с Наполеоном, горечь Аустерлица, боль Москвы, победа, русские в Париже. Россия вдруг превратилась в сильнейшую европейскую державу. И в центре всего этого — имя Александра, императора Всероссийского, победителя Наполеона.

А он… Жаждал истины и не умел быть искренним. Питал отвращение к насилию и вступил на престол, перешагнув через труп отца. Был одним из первых пацифистов и десять лет воевал. Мечтал, по завету бабушки, быть«мягким, человеколюбивым, сострадательным и либеральным», а под конец жизни сдружился с Аракчеевым. Но подданным и современникам осталась недоступна его богатая и надломленная, глубокая и трагическая внутренняя жизнь.

Вот и Пушкин отзывался об Александре то с восторгом, то с отрицанием, то с насмешкой. Но почти накануне его смерти, 19 октября 1825 года, в ссылке в Михайловском написал:

Ура, наш Царь! Так выпьем за Царя.
Он раб молвы, сомнений и страстей,
Но так и быть, простим ему гоненье,
Он взял Париж и создал наш Лицей.

«Друзья! досужный час настал»

В марте 1816 года директором Лицея стал рижский немец Энгельгард. Добросовестный, честный, сентиментальный и… ограниченный. У него не было сложных интеллектуальных запросов и обширных познаний Малиновского. Но о лицеистах он заботился и со многими из них подружился на всю жизнь.

В том же 1816 году в жизни лицеистов произошла большая перемена: Энгельгард разрешил им ходить в гости. И сразу у них завелось множество знакомых. К примеру, веселый общительный Пушкин тут же стал завсегдатаем у Карамзиных. А еще бывал у учителя пения и музыки барона Теппера де Фергюсона — по воскресеньям у него бывали танцы и можно было попеть, подурачиться, поухаживать за барышнями. Бывали и литературные состязания, в которых Пушкин всегда побеждал.

Но конечно, самой лестной была дружба с гусарскими офицерами. В те времена гвардия в ореоле победителей вернулась в Россию, полная новых политических идей и впечатлений. Но когда лицеисты познакомились с компанией, из которой вышли потом заговорщики Союза благоденствия, она еще предавалась прекраснодушным мечтаниям, которые не требовали жертв и не мешали жить и веселиться. И лазить в царский сад за яблоками, которые героически защищал от школяров садовник Лямин.

«Старик Державин нас заметил»

Это случилось 8 января 1815 года, когда в Лицее был торжественный акт — первый публичный экзамен в присутствии министра просвещения, знатных особ и родственников лицеистов. Дряхлый Державин дремал в кресле. И вдруг проснулся. А потом в восторге, со слезами на глазах бросился целовать Пушкина. Тот смешался и убежал.

Слава Пушкина уже разлетелась по Петербургу и Москве. В московских гостиных дядюшка Василий Львович и Жуковский восторженно декламировали «Воспоминания в Царском Селе». Стихотворение было напечатано в апрельском номере «Российского Музеума» с полной подписью: Александр Пушкин.

А Пушкин увлекся гусарами и мечтал стать гусаром. Но скупой, совершенно запутавшийся в долгах отец отказался дать на это денег — пришлось идти в Коллегию иностранных дел вместе с Горчаковым, Ломоносовым, Кюхельбекером и Юдиным. Итог: чиновник 10-го класса с правом получать от казны жалования 700 рублей в год.

Но какая разница, что там в аттестате, если Россию буквально накрыло волной новых мыслей. Менялись обычаи, язык, человеческие отношения, характеры. И восемнадцатилетние выпускники Лицея бросались в этот омут со всей страстью и ненасытностью.

«Друзья мои, прекрасен наш союз!»

Первый выпуск Царскосельского лицея, открытого для «образования юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной», состоялся 9 июля 1817 года. Имена многих выпускников вошли в историю.

Антон Дельвиг, поэт, издатель альманахов «Северные цветы» и «Подснежник» и «Литературной газеты». Романсы на его стихи на музыку Глинки, Алябьева и Даргомыжского пела вся Россия.

Вильгельм Кюхельбекер, декабрист, 10 лет проведший в тюрьме и долгие годы — в сибирской ссылке. Всю жизнь считавший, что главное его предназначение — поэзия. «Мой брат родной по музе, по судьбам», — писал ему Пушкин.

Иван Пущин, член Северного тайного общества, блестящий гвардейский офицер, неожиданно вышедший в отставку, чтобы поступить на службу в полицию квартальным надзирателем — хотел доказать, что всякая должность, служащая на пользу народа, почётна. 14 декабря 1825 года он был на Сенатской площади. Потом — почти 30 лет в Сибири. Но главное, он написал «Записки о Пушкине», благодаря которым Пущина помнят и цитируют до сих пор.

Фёдор Матюшкин, учёный, исследователь, адмирал, участник кругосветных плаваний, его имя носит мыс в Восточно-Сибирском море.

Александр Горчаков, дипломат, при Александре II — министр иностранных дел, последний канцлер Российской империи.

Источник

Своими силами