- Дидактический материал к урокам обучения грамоте. Азбука-раскраска
- Русский язык
- План урока:
- Фонетический разбор – что это такое?
- Порядок фонетического разбора слова
- Цветовая схема слова
- Число букв и звуков в словах
- Практические упражнения
- Схемы слов для 1 класса в картинках (37 ФОТО)
- Лента букв и звуков
- Немного теории…
- Гласные звуки
- [а] [о] [и] [ы] [у] [э]
- а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я
- а о у ы э – обозначают твёрдость, предшествующего согласного звука
- я ё ю и е — обозначают мягкость, предшествующего согласного звука
- Согласные звуки
- н м л р й’ — непарные звонкие согласные
- х ц ч’ щ’ — непарные глухие согласные
- б в г д ж з – парные звонкие согласные
- п ф к т ш с — парные глухие согласные
- ч’ щ’ й’ — всегда мягкие шипящие согласные
- ж ш ц – всегда твёрдые шипящие согласные
- ь – показатель мягкости согласных.
- Лента букв и звуков
- Основные правила:
- Йотированные гласные звуки
- Примеры заполнения звуковых схем в 1 классе
- Учимся звуковому анализу слов (памятка для родителей)
- Примерные игровые задания
Дидактический материал к урокам обучения грамоте. Азбука-раскраска
Класс: 1
Цель составления пособия: развивает зрительное восприятие, внимание, знание цветовой гаммы, координацию и моторику руки.
1. Возьми зелёный карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь букву «А» и «а». Будь повнимательнее, не закрась лишние части.
2. Возьми серый карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буквы «Б» и «б».
3. Возьми зелёный карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буквы «В» и «в».
4. Возьми любой цветной карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буквы «Г» и «г».
5. Возьми цветные карандаши и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буквы «Д» и «д».
6. Возьми коричневый карандаш и закрась все части рисунка, где встречается буква «Е» и «е».
7. Серым карандашом закрась все части рисунка с буквой «Ё» и «ё».
8. Возьми жёлтый и коричневый карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буквы «Ж» и «ж».
9. Возьми карандаш любого цвета и раскрась все части рисунка, в которых встречаются буквы «З» и «з».
10. Возьми серый карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буквы «И» и «и».
11. Возьми зелёный карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буквы «Й» и «й».
12. Возьми оранжевый карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буквы «К» и «к».
13. Возьми коричневый карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буквы «Л» и «л».
14. Возьми коричневый карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь буквы «М» и «м».
15. Возьми серый карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь буквы «Н» и «н».
16. Возьми синий или голубой карандаш и закрась те части рисунка, где ты видишь буквы «О» и «о».
17. Возьми любой цветной карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буквы «П» и «п».
18. Возьми любой цветной карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь буквы «Р» и «р».
19. Возьми жёлтый карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь буквы «С» и «с».
20. Возьми любой цветной карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буквы «Т» и «т».
21. Возьми жёлтый карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь буквы «У» и «у».
22. Возьми голубой или синий карандаш и закрась все части рисунка, где изображена буква «Ф» или «ф».
23. Возьми разноцветные карандаши и закрась те части рисунка, в которых ты видишь буквы «Х» и «х».
24.Возьми жёлтый карандаш и закрась все участки рисунка с буквой «Ц» и «ц».
25. Возьми коричневый карандаш и закрась все участки рисунка, в которых ты видишь букву «Ч» и «ч».
26. Возьми любой цветной карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь буквы «Ш» и «ш».
27. Возьми оранжевый или жёлтый карандаш и раскрась те части рисунка, которые отмечены буквой «Щ» и «щ».
28. Возьми чёрный карандаш и закрась все участки рисунка с буквой «Ъ».
29. Возьми красный карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь букву «ы».
30. Возьми чёрный карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь букву «ь».
31. Жёлтым карандашом закрась все участки с буквой «Э» и «э».
32. Части рисунка с буквой «Ю» и «ю» раскрась разноцветными карандашами.
33. Закрась жёлтым карандашом те части, в которых ты видишь букву «Я» и букву «я».
Русский язык
План урока:
Фонетический разбор – что это такое?
Слово «фонетика» пришло в русскую речь из греческого языка. В переводе означает «звук».
Что изучает фонетика
Наука «фонетика» изучает звуковой состав языка, историю происхождения разных звуков, а также характеристику каждого звука.
Фонетика подробно рассматривает, какие органы речи человека участвуют в образовании того или иного звука: губы, язык, зубы, нёбо.
Так, например, мы уже знаем, что звуки делятся на гласные и согласные. В образовании гласных принимает участие голос, согласных – голос и шум или только шум.Всего в русском языке 6 гласных и 36 согласных. Согласные звуки делятся на две группы.
1 группа «Твёрдые и мягкие согласные»
2 группа «Звонкие и глухие согласные»
Звуки, соединяясь друг с другом, образуют слоги и слова. С помощью звуков мы различаем слова в речи. Можно поменять всего лишь один звук в слове, и его значение полностью меняется:
Фонетика рассматривает также, в какой позиции находятся звуки: сильной или слабой. Позиция для звука считается сильной, если он произносится отчётливо.
Сильная позиция для гласного – нахождение звука под ударением:варе́нье, го́сти, ноя́брь. Все безударные звуки в этих и других словах занимают слабую позицию.
Для согласного звука позиция является сильной, если рядом расположены гласные звуки: молоточки, вьюга, нога, дороги. Каждый согласный произносится чётко, не возникает сомнений в написании.
Согласный находится в слабой позиции, если:
Проверяют правописание, изменяя слово, чтобы после слабой согласной стоял гласный звук: молоток – молотки, друг – у друга, бязь – из бязи, ошибка – ошибочка, ложка – ложечки. Если такой способ не подходит, то написание слова запоминаем и проверяем в орфографическом словаре.
Звуки на письме отображаются в виде букв.
Порядок фонетического разбора слова
Слово часто произносится совсем не так, как пишется. Например: пишем «молоко», «шоколад», а произносим «малако», «шакалат». Фонетический разбор слова, по-другому, звуковой анализ, помогает понять, разницу между звуками, которые мы произносим, и буквами, которые пишем. Звуковую запись слова делают с помощью транскрипции.
Послушаем академика Звуковеда, как правильно выполнить эту работу.
Примеры от академика Звуковеда:
Важно правильно записывать слово в транскрипции:
Цветовая схема слова
Ребята, а вы знаете, что звуки имеют свой цвет? Наш гость сказочный художник Карандаш расскажет об этом подробнее.
Теперь слово можно записать в виде цветных квадратиков:
Ребята, согласные звуки произносятся слитно вместе с гласными, которые стоят за ними: каша, Буратино. Это явление носит название слияние звуков. Давайте узнаем, как Карандаш предлагает обозначать слияние согласного с гласным в цветовой схеме.
Чёрная чёрточка сверху – знак ударения. Он ставится над гласной в сильной позиции. В цветовой схеме используют ещё один знак (прямая вертикальная чёрная черта): разделение слова на слоги.
А вот как записываются в цветовой схеме йотированные буквы, которые дают два звука:
Звук [й’] согласный и мягкий. Поэтому в схеме обозначается зелёным цветом. Он сливается с гласной [о], в схеме слова эти звуки делят один прямоугольник на две части.
Число букв и звуков в словах
Ребята, используя цветовую схему слова, вам не составит труда дать характеристику каждому звуку, подсчитать количество букв и звуков.
Вы уже знаете из предыдущих уроков, что в словах может наблюдаться несовпадение количества звуков и букв. Рассмотрим, в каких случаях это происходит.
Кроме Ь, не имеет звука буква Ъ. Но твёрдый знак не изменяет количество звуков в словах. За ним следуют йотированные гласные, у которых 2 звука, поэтому число букв и звуков в словах с Ъ может совпадать: подъезд [падй’эст] (7 букв, 7 звуков), отъезд [атй’эст] (6 букв, 6 звуков).
Ребята, друг Карандаша, сказочный изобретатель Самоделкин предлагает потренироваться в выполнении заданий, связанных с темой нашего урока.
Практические упражнения
Задание 1.
Соотнесите слово хозяйка со схемами, сделайте правильный выбор.
Задание 2.
Запишите транскрипцию отгадки и составьте цветовую схему слова. Сколько букв в слове? Сколько звуков? Сколько слогов?
Задание 3.
Рассмотрите цветовую схему. Подберите слова, которые этой схеме соответствуют.
Список слов: метель, бочка, шофёр, стол, тюлень, ведро, кресло, капель. Сколько слов подходит для данной схемы?
Задание 4.
Соедините стрелкой цветовые схемы с подходящими по звуковому составу словами.
Правильные ответы:
Задание 1. Схема под цифрой 3.
Задание 2. Сорока. [саро‘ка], 6 букв, 6 звуков, 3 слога.
Задание 3. Метель, тюлень, капель.
Ребята, наш урок закончился. Волшебные человечки Карандаш и Самоделкин прощаются с вами. Вам осталось сделать самопроверку знаний – пройти тестирование.
Схемы слов для 1 класса в картинках (37 ФОТО)
Русский язык малыши начинают учить уже с первого класса. Одним из элементов обучения является составление схемы слова. Если вы дополнительно занимаетесь дома, то вам пригодятся эти картинки:
Хозяйка, йод, сойка, сахарный, йогурт
Алгоритм составления звуковой схемы
Рябина, ёлка, игрушка, снегирь, комбайн
Составь схемы слов
Шить, маяк, стрижи, чай
Альбом, льёт, тюлень
Звуковой разбор слова
Дубки, заяц, моржи, трактор
Поставь ударение в словах
Пальто, рак, рыба, маяк
Гласный звук, твёрдый и мягкий согласный
Аист, танк, ноты, станок, сутки, исток, нитки, котик, кисти
Корень, Ольга, пальто, коржи, семья, ковры
Задание — начертить звуковую схему слова
Задание — начертить схему слова, отмечая опасные места
Лента букв и звуков
В каждом кабинете начальной школы можно увидеть ленту букв и звуков. С ней ребята начинают знакомиться уже в 1 классе. Но, даже в 4 классе, она может послужить хорошим помощником при выполнении звуко-буквенного (фонетического) анализа.
Но для того, чтобы уметь пользоваться лентой букв и звуков, необходимо хорошо понимать её устройство.
Немного теории…
В устной речи слова состоят из звуков. В письменной речи слова состоят из букв.
Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим.
На письме звуки обозначаются буквами. Каждая буква имеет своё название. Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки
При произношении гласных звуков воздух во рту проходит свободно, не встречает преград. Они произносятся только с голосом.
В русском языке 6 гласных звуков:
[а] [о] [и] [ы] [у] [э]
и 10 гласных букв, которые обозначают гласные звуки:
а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я
а о у ы э – обозначают твёрдость, предшествующего согласного звука
я ё ю и е — обозначают мягкость, предшествующего согласного звука
Согласные звуки
При произношении согласных звуков воздух во рту встречает преграду: губы, зубы, язык. Они произносятся с шумом и голосом или только шумом.
н м л р й’ — непарные звонкие согласные
х ц ч’ щ’ — непарные глухие согласные
б в г д ж з – парные звонкие согласные
п ф к т ш с — парные глухие согласные
ч’ щ’ й’ — всегда мягкие шипящие согласные
ж ш ц – всегда твёрдые шипящие согласные
ь – показатель мягкости согласных.
Лента букв и звуков
Рассмотрим как устроена лента букв и звуков.
Основные правила:
Необходимо понимать и знать:
Поэтому гласных букв в русском алфавите 10, а гласных звуков только 6!
Далее на ленте букв располагаются согласные буквы.
2. В верхней строке располагаются буквы, обозначающие звонкие согласные звуки:
н м л р й’- непарные (в нижней строке под ними пустые окошечки) и
б в г д ж з – парные звонкие согласные (в нижней строке пара по глухости — звонкости).
В нижней строке находятся буквы, обозначающие глухие согласные звуки:
х ц ч’ щ’ — непарные глухие согласные (в верхней строке отсутствует пара) и
п ф к т ш с — парные глухие согласные (есть парная согласная в верхней строке).
а о у ы э – обозначают твёрдость, впереди стоящего согласного звука.
я ё ю и е — обозначают мягкость, впереди стоящего согласного звука.
4. Мягкий и твердый знаки звуков не обозначают.
Они на ленте букв располагаются в самом конце и не окрашены. Но нужно знать, что
ь — показатель мягкости впереди стоящего согласного звука.
ъ — показатель твердости впереди стоящего согласного звука.
5. Также необходимо знать еще одно правило.
Йотированные гласные звуки
Йотированные гласные — это гласные, которые дают 2 звука, один из которых Й.
Это гласные Е, Ё, Ю, Я
Я, Ё, Ю, Е– обозначают два звука только если стоят:
Также йотированным может быть звук И, если он стоит после Ь (соловьи, ручьи, муравьи).
В 1 классе дети делают звуко-буквенный разбор, закрашивая в красный, зеленый и синий цвета ячейки, обозначающие звуки. Таким образом в 1 классе составляются звуковые модели или звуковые схемы слов.
Условные обозначения:
Примеры заполнения звуковых схем в 1 классе
В 1 классе работать со звуковыми схемами удобно в тетрадке в клеточку. Дети печатают слово (дополнительно ставят ударение и делят на слоги), а далее прорисовывают звуковую модель. Как правило, первоклассники с удовольствием выполняют такое задание.
По программе “Школа России” слияние гласного звука с согласным обозначается прямоугольником, разделённым наискосок прямой линией, где снизу закрашиваем согласный, а сверху гласный. Суть от этого не меняется.
Первоклассникам можно давать задания, связанные со звуковыми схемами. Например, такие:
Советую купить или сделать самим (это несложно) ленту букв и звуков, чтобы эта полезная шпаргалка-помогалка была с ребенком не только в школе, но и дома.
Учимся звуковому анализу слов (памятка для родителей)
Разделы: Логопедия
Упражнения на звуковой анализ слова вызывают у многих родителей затруднения.
Цель данной статьи: уточнение представлений родителей о процессе звукового анализа и синтеза слов.
Исходя из поставленной цели были выделены следующие задачи:
Итак, какие же бывают звуки?
Звуки – это, то что мы слышим и произносим. Буквы мы пишем и читаем.
Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки (А, О, У, И, Э, Ы) можно петь, воздушная струя выходит свободно, не встречает преграды. Обозначаем красным цветом. Обратите внимание, гласных букв больше, чем гласных звуков (10 букв и 6 звуков, что связано с особенностями употребления букв я, ю, е, ё (йотированных). Эти буквы обозначают слияние двух звуков [jа], [jо], [jу], [jэ].
Согласные звуки пропеть нельзя, воздушная струя встречает преграду (губы, зубы, язык). Согласные звуки бывают мягкими и твердыми.
Твердые звуки обозначаются синим цветом, мягкие — зеленым цветом.
Чтобы детям было понятнее, мы связываем твердые звуки с образом старшего брата со строгим, твердым характером, а мягкие звуки с образом младшего брата с веселым, мягким характером.
Согласные звуки так же бывают глухими и звонкими.
Глухой звук образуется без участия голосовых складок. Детям объясняем, что при произнесении глухих звуков голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит.
Часто, чтобы различить эти звуки, ладонью прикасаемся к горлу и проверяем наличие вибрации, или дети ладошками закрывают ушки и слушают – тихо в ушках или звук сильный.
Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный-согласный, твердый-мягкий, глухой-звонкий).
Звуковая схема слова – это последовательность символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове.
Звуковой анализ выполняется путем последовательного выделения голосом звуков в слове и их характеристики
План анализа слова:
Порядок анализируемых слов
Уважаемые родители, помните, что до начала освоения навыка чтения ребенку необходимо пройти важный этап подготовки к обучению грамоте. Только после этого этапа можно будет начинать обучение чтению.
Ваша заинтересованность в развитии ребенка в настоящее время — залог его успехов в будущем.
Примерные игровые задания
Игра «Поймай звук» (выделение заданного звука из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов). Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зеленый квадратик. Аналогично со слогами и словами: если в начале слога или слова слышится твердый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий –зеленый (лошадь, медведь, собака, коза, лягушка и др.)
Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»
Выложить схему слова ДОМ.
— Сколько звуков в слове ДОМ? (В слове ДОМ три звука)
— Какой первый звук в слове КОТ? (Первый звук [Д])
— Звук [Д] какой? (звук [Д] согласный, глухой, твердый).
— Кружком какого цвета на схеме обозначим звук [Д]? (Синим кружком).
— Какой второй звук в слове ДОМ? (Второй звук [О]).
— Звук [О]какой? (Звук[О] гласный).
— Кружком какого цвета на схеме обозначим звук[О]? (Красным кружком).
— Какой третий звук в слове ДОМ? (Третий звук [М]).
— Звук [М] какой? (Звук[М] согласный, твердый, глухой).
— Кружком какого цвета на схеме обозначим звук [М]? (Синим кружком).
Игра «Звенит – не звенит» (на различение звонких и глухих звуков)
Если в начале слова звонкий согласный — ребенок должен поднять карточку с колокольчиком, если глухой — карточку, где колокольчик зачеркнут (батон, ракета, шишка, конфета, зонт, собака, тапки, галстук, ракета, паук и др.)