- Можно ли уйти из 11 класса и устроиться на работу?
- КС разъяснил нюансы получения школьного образования после 9-го класса
- Продолжение учебы в другом учебном заведении
- Куда поступать после девятого класса со справкой
- В каких случаях вместо аттестата выдается справка об обучении в школе
- Содержание статьи
- Причины выдачи справки об обучении
- Как выглядит справка об обучении?
- Правила поступления для несдавших ЕГЭ
Можно ли уйти из 11 класса и устроиться на работу?
Я учусь в 11 классе, хочу уйти из школы, но родители против и забирать документы не хотят. В ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сказано: «1. Обучающимся предоставляются академические права на: 1) выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет…». Могу ли я воспользоваться этой нормой, чтобы уйти из школы, но не в колледж, а устроиться на работу? Мне 17 лет.
Как было справедливо отмечено в поставленном вопросе, на основании п. 1 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) обучающийся имеет право на выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения 18 лет.
Между тем, как следует из п. 1 ч. 2 ст. 61 указанного закона, образовательные отношения могут быть прекращены досрочно (т.е. до завершения обучения по соответствующей образовательной программе), в частности, по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося.
Таким образом, исходя из буквального толкования норм Закона об образовании, поводом для начала процедуры отчисления несовершеннолетнего обучающегося из образовательной организации может служить лишь заявление его родителей (законных представителей).
С учетом особенностей рассматриваемой ситуации, когда родители возражают против досрочного прекращения ребенком образовательных отношений, отметим, что законодательство ориентирует родителей на решение семейных вопросов, в том числе касающихся воспитания и образования детей, исходя из уважения, ответственности, а также беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав (ст. 1 Семейного кодекса РФ).
Согласно ч. 4 ст. 43 Конституции РФ обязательным является основное общее образование, т.е. окончание 9 классов, подтвержденное аттестатом. Получение образования иных уровней является правом, которое реализуется каждым человеком по своему усмотрению.
Как следует из ст. 57 Семейного кодекса РФ, ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
Наконец, отметим, что в силу ч. 2 ст. 56 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей. При нарушении прав и законных интересов ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет в суд.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации наиболее предпочтительным решением будет являться достижение согласия в семье по вопросу о продолжении или прекращении несовершеннолетним получения образования. В любом случае за ребенком сохраняется право на самостоятельно обращение в компетентные органы за защитой или содействием в реализации своих прав.
КС разъяснил нюансы получения школьного образования после 9-го класса
23 июля Конституционный Суд вынес Постановление № 39-П по жалобе гражданина на ряд норм Закона об образовании.
Несовершеннолетняя дочь Игоря Пикулина не прошла отбор в профильный десятый класс омской гимназии, установленный на основе рейтинга по результатам успеваемости учащихся и их личных достижений. В результате ученица была отчислена из образовательного учреждения как завершившая обучение по программе основного общего образования.
В дальнейшем отец девушки оспорил в суде отчисление, однако две судебные инстанции отказали в удовлетворении его иска. Они сочли правомерными как создание образовательной организацией десятых классов только для профильного обучения, так и организацию индивидуального отбора для приема на профильное обучение. Также они пришли к выводу, что сам индивидуальный отбор был проведен на законных основаниях.
Кроме того, подчеркнули суды, дочь истца была зарегистрирована по адресу места жительства, который не относится к закрепленной за гимназией территории, в настоящее время девушка получает семейное образование и уже прошла промежуточную аттестацию в другой образовательной организации.
Впоследствии кассация отказалась рассматривать жалобу Игоря Пикулина, после чего он обратился с жалобой в Конституционный Суд.
Он указал, что в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 61 Закона об образовании образовательные отношения прекращаются при отчислении обучающегося из образовательной организации в связи с получением образования (завершением обучения). В свою очередь, ч. 5 ст. 67 Закона предусматривает возможность проведения индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта РФ.
По мнению заявителя, спорные нормы неконституционны в силу того, что они позволяют образовательной организации при введении профильного обучения в десятых классах и индивидуального отбора для зачисления в данные классы не переводить на следующий уровень для получения обязательного среднего общего образования обучающихся, получавших в ней основное общее образование, и по результатам такого отбора отчислять последних по собственной инициативе без учета мнения их родителей.
После изучения материалов дела Конституционный Суд напомнил, что в действующей системе правового регулирования в РФ признается обязательность не только основного общего образования, но и среднего общего образования, поэтому законодатель предусмотрел конституционные гарантии получения последнего. Иное не соответствовало бы нормативному содержанию и самой природе права на образование на всех уровнях его реализации.
Как пояснил КС, организация образовательной деятельности по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть дифференцирована с учетом потребностей и интересов обучающихся, обеспечивая профильное обучение. В силу этого образовательные организации самостоятельно разрабатывают и утверждают образовательные программы. Такая автономия реализуется в соответствии с требованиями законодательства об образовании и ориентирована прежде всего на образовательные потребности и интересы обучающихся.
Само по себе получение образования по программе основного общего образования не свидетельствует о завершении получения образования данного вида и предполагает необходимость, по общему правилу, для несовершеннолетнего лица продолжения получения обучения по уровню среднего общего образования. Такое образование можно получить в рамках программ среднего общего или среднего профессионального образования на базе основного общего образования.
«В этом плане сама по себе итоговая аттестация, завершающая освоение основной образовательной программы основного общего образования, являясь подтверждением пройденного этапа получения гражданами РФ общего образования и формой оценки степени и уровня освоения обучающимися соответствующей образовательной программы (ч. 1 ст. 59 Закона об образовании), никак не влияет на наличие права и обязанности получения среднего общего образования, в том числе по образовательным программам среднего общего образования, за тем лишь исключением, что обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования (ч. 5 ст. 66 Закона об образовании)», – отметил Суд.
КС добавил, что вышеприведенное не исключает оформления продолжения получения общего образования после завершения основного общего образования в качестве приема в соответствующую образовательную организацию. В этом случае гарантии приема на обучение по общеобразовательным программам в равной мере распространяются и на лиц, завершивших обучение по образовательным программам основного общего образования и выразивших намерение продолжить обучение по образовательным программам среднего общего образования, независимо от того, в какой образовательной организации (в той же или иной территориально доступной общеобразовательной организации) им будет предоставлена такая возможность.
При этом Суд констатировал, что нормативно-правовое регулирование относительно установления порядка проведения индивидуального отбора осуществляется на местах по-разному, так как некоторые из субъектов РФ предусмотрели такой порядок в своих подзаконных актах. При этом в регионах существуют разные подходы к установлению гарантий, связанных с продолжением обучения по основным общеобразовательным программам. Так, в некоторых из них предусмотрено, что отказ по результатам индивидуального отбора при приеме либо переводе в класс с углубленным изучением отдельных учебных предметов или в класс профильного обучения не является основанием для отчисления обучающегося или отказа в приеме в организацию. В других же определяется сам порядок индивидуального отбора, но не разрешается вопрос о его последствиях для обучающихся.
В связи с этим КС признал оспариваемые нормы не противоречащими Конституции, поскольку они обязывают региональные органы власти обеспечить продолжение обучения по общеобразовательным программам среднего общего образования для лиц, освоивших программу основного общего образования, но не прошедших индивидуальный отбор для обучения по программам среднего общего образования, предполагающим углубленное изучение отдельных предметов, в том числе в других территориально доступных общеобразовательных организациях соответствующего субъекта РФ (муниципального образования).
Кроме того, указал Суд, такие нормы предусматривают заблаговременное информирование обучающихся и их родителей (законных представителей) о предстоящем индивидуальном отборе; не допускают лишения лиц, освоивших программу основного общего образования, но не прошедших индивидуальный отбор для последующего обучения, возможности продолжить обучение в той же образовательной организации без нормативного установления гарантий продолжения обучения по общеобразовательным программам среднего общего образования.
Иное их понимание, подчеркнул Суд, фактически означало бы необоснованные ограничения права обучающихся, желающих продолжать освоение общеобразовательных программ среднего общего образования на непрофильной основе (по универсальному профилю), а потому нарушало бы конституционные гарантии.
Заместитель директора юридического института Кемеровского государственного университета по научной работе Егор Трезубов назвал весьма актуальным постановление КС. «Вопросы реализации государственных гарантий на получение бесплатного общего образования в стране все еще остаются в повестке дня, а публичным властям приходится балансировать между обеспечением общедоступности и качества этого образования. В деле, ставшем поводом для обращения заявителя в Конституционный Суд, отчетливо обнажились проблемы сочетания уровней общего образования – основного и среднего, а также возможности применения универсальных образовательных программ и программ с углубленным изучением отдельных предметов», – отметил он.
По словам эксперта, обеспечение права на получение общего образования, по сути, осуществляется в субъектах РФ, а федеральные власти осуществляют лишь координацию и генеральное нормативное сопровождение соответствующих процессов. «При этом, как отмечено в рассматриваемом постановлении, на нормативном уровне не закреплено в качестве специального основания для отчисления ученика из образовательного учреждения его непрохождение на конкурсной основе в профильный класс», – отметил Егор Трезубов.
Он добавил, что в Кемеровской области, насколько ему известно, практика применения профильных образовательных программ в школах сочетается с обязательным существованием классов с универсальной программой, то есть на одной параллели в старших классах существуют как классы с углубленным изучением дисциплины, так и без таковых. «Поступление в профильные классы осуществляется на конкурсной основе, но при этом учеников не вынуждают уходить из школы по причине того, что мест в 10-м классе на порядок меньше, чем было в 9-м классе. Есть и иная практика – нетиповое образовательное учреждение может изначально применять лишь программы профильного обучения, в таком случае поступление в соответствующий лицей или гимназию осуществляется на основе конкурсных испытаний. В этом плане омская практика, показанная в судебном акте, кардинально отличается от кузбасской», – рассказал Егор Трезубов.
При этом он отметил, что текст постановления изложен крайне путано. «Сложилось впечатление, что достопочтенные судьи сами с трудом разбирались в том, что за уровни образования были придуманы законодателем и предусмотрены в Законе об образовании. Такое задание, безусловно, непростое, но Конституционный Суд в целом с ним справился. КС справедливо указал на возможность в образовательных учреждениях общего образования вводить профильные классы, но обязал региональные власти предусмотреть возможность сохранения за учениками, не прошедшими конкурсный отбор, но желающими продолжить обучение в школе, права на получение общего образования. При этом Судом указано на то, что за учеником в приоритете должно быть сохранено право остаться в своей школе, но региональные власти могут предусмотреть и процедуру перевода ученика в “школу коррекции”, территориально доступную для ученика», – отметил эксперт.
По его мнению, заложенная в тексте постановления политико-правовая двусмысленность тем не менее должна быть скорректирована законодателем императивным образом. «Представляется, баланс должен быть достигнут следующим образом: общее образовательное учреждение либо изначально должно функционировать на конкурсной основе и предполагать поступление в него по результатам испытаний, либо в случае, когда это учреждение участвует в системе государственных гарантий получения бесплатного образования, специализация учеников должна осуществляться по принципу переформирования классов в профильные и универсальные. По окончании какого класса такое ранжирование проводить – вопрос к педагогам, и ответ на него зависит от уровня психологического и интеллектуального развития ученика. Опираясь на свой жизненный опыт, скажу, что специализация в школе необходима, и при этом внедрять эту практику нужно раньше, чем в 10-м классе. Оптимально ранжировать учеников и формировать профильные классы с 8-го класса», – убежден Егор Трезубов.
Старший партнер АБ «Яблоков и партнеры» Ярослав Самородов полагает, что главный вывод из судебного акта заключается в том, что в погоне за профильными классами образовательным организациям нельзя забывать про обычные, обучение в которых не требует индивидуального отбора: «Иначе право на образование ставится в зависимость от результатов такого отбора – то есть от решения администрации образовательного учреждения, что недопустимо по смыслу самого права на образование».
Он добавил, что у него сложилось впечатление, что в рассматриваемом деле в гимназии были созданы профильные классы именно для того, чтобы иметь возможность “фильтровать детей” на входе. «А так как непрофильных классов не было, то получается, что менее способным дорога в старшие классы вообще закрыта, и это удручает. Уверен, что по России таких школ много. Теперь администрациям образовательных учреждений нужно будет иметь в виду, что обычные классы закрывать нельзя», – резюмировал Ярослав Самородов.
Продолжение учебы в другом учебном заведении
После 9 класса поступила в техникум на очную форму обучения. Проучившись два года, отчислилась по собственному желанию. Прошло три года, хочу поступить в другой колледж и на другую специальность. Смогу ли я из техникума, в котором училась, взять справку, что я отучилась у них два года, и поступить в другой колледж, продолжив учебу?
Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ч. 12 ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 34 указанного закона обучающимся предоставляются академические права на зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Таким образом, в изложенной ситуации в техникуме можно получить справку об обучении или о периоде обучения. После поступления в другой техникум результаты освоенных предметов могут быть зачтены в установленном в нем порядке.
Куда поступать после девятого класса со справкой
Что делать, если ребенок не сдал ОГЭ?
Если в девятом классе ваш ребенок потерпел полное фиаско, не сдал ГИА или не был допущен к экзамену, то это не значит, что перед ним закрыты все двери. Вместо аттестата дают справку. Давайте вместе разберемся, что с ней делать и куда пойти учиться дальше.
Попытаемся еще раз?
По закону, ребята, окончившие 9 классов со справкой установленного образца, могут попробовать сдать ГИА еще раз через год экстернатом. При этом обязательно сдаются предметы, по которым получены неудовлетворительные баллы.
При желании ваши дочь или сын могут остаться на повторное обучение и пройти ГИА вместе с новыми однокашниками на следующий год. Как правило, это касается тех, кто не был допущен к аттестации.
Куда пойти со справкой?
До 2015 года для того, чтобы пройти обучение по разным программам профессиональной подготовки специальностям, в основном, рабочих и служащих, школьный аттестат являлся обязательным условием. Теперь поступить в средне-специальное учебное заведение можно и со справкой.
Кем станет ваша дочь или сын?
Список рабочих специальностей и должностей служащих не ограничивается дворником, сантехником и токарем, которыми так любят пугать подростков. На самом деле профессий намного больше:
Если ваш сын или дочь преуспеют в своей профессии, то они смогут очень неплохо зарабатывать. Здесь, как и везде, главное старание и желание.
Какие именно колледжи принимают ребят с образованием 8 классов в вашем районе, вы можете узнать в местном отделе народного образования. В большинстве случаев обучение ведется на платной основе.
Почему стоит поступить в колледж?
Признайтесь, после мысли: «Какой ужас! Ты не сдал/не сдала ГИА!» следующая была: «Потеряет целый год, что делать?!». Безделье разлагающе действует даже на взрослого человека, чего уж говорить о подростке, который и так не прочь забить на учебу. В этой ситуации начальное и среднее профессиональное образование является хорошим вариантом.
Как видите, колледж открывает хорошие перспективы. Если ваши сын или дочь сразу настроятся на учебу, то их ждет успех в будущем.
Как подготовиться к пересдаче ГИА?
Без пройденной государственной итоговой аттестации ваш сын или дочь могут получить профессию, повысить разряд, но уровень их образования останется прежним. Работодатели всегда обращают внимание на эту графу в трудовой книжке. Поэтому ГИА все же придется сдавать. О правилах и установленных сроках пересдачи ГИА мы уже писали ранее.
Безвыходных ситуаций не бывает. Если ваш ребенок вместо аттестата получил справку, не спешите обвинять во всем только его. Вы тоже к этому причастны, признайте это. Где-то вовремя не заставили сесть за уроки, где-то разрешили пропустить день. Вместо того, чтобы искать виноватых, извлеките из ситуации всю возможную пользу. Сосредоточьтесь на поступлении в колледж и подготовке к пересдаче ГИА.
В каких случаях вместо аттестата выдается справка об обучении в школе
Содержание статьи
Причины выдачи справки об обучении
Как правило, одной из основных причин невыдачи аттестата выпускнику является его неявка на единый государственный экзамен. Министерство образования Российской Федерации каждый год разрабатывает сроки проведения экзамена и задания для него. Если выпускники не являются на экзамен в положенный срок, то считается, что они его не сдали.
Бывают и такие случаи, когда выпускники общеобразовательной школы не справляются с экзаменационными заданиями. Чтобы экзамен считался засчитанным, необходимо набрать минимальный балл, так называемый порог.
Всего законом в официальной программе единого государственного экзамена предусмотрено два обязательных предмета: математика и русский язык. Если выпускник не смог набрать нужный балл по одному из основных предметов, ему дается еще один шанс, чтобы исправить свое положение. При повторившемся провале выпускнику выдается справка об обучении в общеобразовательной школе.
Как выглядит справка об обучении?
Справка об окончании 11 классов выдается той общеобразовательной школой, в которой числится выпускник. В этом документе указываются его личные данные, полное название учреждения и три отметки: годовая, итоговая и отметка, полученная на государственной аттестации. Вместо третьей оценки иногда указывают количество баллов, заработанных на экзамене.
Правила поступления для несдавших ЕГЭ
Выпускники, которые не получают аттестат о среднем образовании, лишаются возможности продолжить обучение в высшем учебном заведении. С документами, которые выдаются на руки не сдавшим ЕГЭ, можно поступить только в техникумы и колледжи на базе 9 классов.
Однако шанс получить высшее образование у таких выпускников все же имеется. Для того чтобы по окончании техникума или колледжа поступить в ВУЗ по своему профилю, сдавать ЕГЭ им уже не придется. Но в случае когда выпускник принимает решение пойти по другому профилю, он обязуется пройти государственную аттестацию и только по ее результатам он сможет начать обучение в ВУЗе.