Как закончил жизнь апостол павел

13. Суд над апостолом Павлом и мученическая кончина его (58–67 гг. по Р.Х.)

Ввиду такого страшного раздражения евреев против апостола римский начальник велел бичевать его, но апостол заявил о своем достоинстве римского гражданина. Начальник испугался, поспешил освободить его от оков и велел собраться синедриону, чтобы достоверно узнать, в чем обвиняют его иудеи. Заседание синедриона прошло в ожесточенных спорах между фарисеями и саддукеями по поводу слов апостола, что он фарисей и его судят за ожидание воскресения мертвых. Фарисеи приняли его под свою защиту, а саддукеи так раздражались против апостола, что готовы были растерзать его. В ночь после этого бурного дня Господь явился апостолу и сказал: «Дерзай, Павел; ибо как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме».

На другой день сорок евреев сделали заклятие не есть и не пить до тех пор, пока не убьют Павла. Временем для убийства назначено было, когда апостола поведут из темницы в синедрион на другое заседание. Первосвященник и старейшины вошли с ними в соглашение. Римский начальник, узнав об этом, поспешил препроводить апостола под крепкою охраною (200 пеших воинов, 70 конницы и 200 стрелков) в Кесарию, на суд прокуратора Феликса.

Феликс два года продержал апостола под стражею, надеясь получить за него выкуп от назореев, которые считались богатыми (потому что апостол участвовал в обете назореев). Однажды он пригласил Павла и со вниманием слушал, пока апостол говорил ему о вере, но как скоро он начал говорить о нравственных обязанностях – правосудии, воздержании, упомянул о будущем суде на нечестивых, прокуратор прервал его и сказал: «Пойди теперь, а когда найду время, позову тебя». Преемник Феликса, прокуратор Фест, для угождения евреям хотел выдать им апостола. Тогда Павел потребовал, чтобы дело его было перенесено на суд самого кесаря, и его отправили на корабле в Рим.

Во время путешествия в Рим апостол претерпел сильную морскую бурю. Две недели плывшие не видали ни солнца, ни звезд, потеряли всякую надежду на спасение и, ожидая с часу на час смерти, не вкушали пищи. Но вот великий апостол встает среди собрания и именем Божиим предрекает, что все спасутся, погибнет один корабль. «Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу, явился мне в эту ночь и сказал: «Не бойся, Павел, тебе должно предстать пред кесаря, и вот Бог даровал тебе всех плывущих с тобою». Через несколько времени плывшие высадились на острове Мальте, а затем Павел благополучно достиг Рима.

Наконец, в 67 году, июня 29, святой апостол окончил свою славную жизнь мученическою смертию. Ему, как римскому гражданину, назначена была казнь благородных – усечение мечом.

– Это особенное раздражение против себя апостол возбудил, во-первых, самым обращением своим из гонителя в ревностнейшего проповедника христианства; во-вторых, свободною проповедью о необязательности для христиан обрядового закона Моисеева. Участие апостола Павла в обете назореев показало бы иудеям, что он – не такой противник закона Моисеева, каким представляли его.

– Святой апостол сам во многих случаях соблюдал обрядовые законы и учил, что христиане из евреев могут продолжать соблюдение древних обрядов. Он только не принуждал язычников делаться по вере иудеями.

– Поводом к этому последнему обвинению было то, что евреи видели в городе апостола Трофима, христианина из язычников.

– Первое из этих посланий называют благодарственным. Филиппийцы особенно любили православие, два раза уже послали ему пособия Фессалоники, и теперь, узнавши, что он – узник в Риме, отправили ему богатые дары. Павел трогательно благодарил их за усердие к нему. Послания к Ефесянам и Колоссянам сходны между собою по содержанию. Апостол прославляет в них Лицо и служение Господа Иисуса Христа и предостерегает верующих от приверженности как иудейской обрядности, так и языческой философии. Филимон был богатый житель города Колосс. Его раб Онисим бежал от него, был в Риме, слушал апостола Павла и обратился к вере. Апостол Павел с великою пастырскою любовию, кротостию и смирением ходатайствует за Онисима пред Филимоном и просит принять его не как раба, но как брата своего возлюбленного.

– Послания 1-е к Тимофею и к Титу были посланы ранее, во время 4-го путешествия.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Святой апостол Павел. Его жизнь и деятельность

Боль­шое зна­че­ние име­ло пре­бы­ва­ние юно­ши Савла в рав­ви­ни­сти­че­ской ака­де­мии Га­ма­ли­и­ла и в нрав­ствен­ном от­но­ше­нии.

По ука­зан­ным дан­ным сме­ло мож­но за­клю­чить, что ап. Па­вел си­сте­ма­ти­че­ско­го гре­че­ско­го об­ра­зо­ва­ния не имел. Од­на­ко, это не зна­чит, что ап. Па­вел не был зна­ком с клас­си­че­ской ли­те­ра­ту­рой и фило­со­фи­ей; был зна­ком и до­воль­но хо­ро­шо. В поль­зу это­го го­во­рят не толь­ко его ци­та­ты из язы­че­ских и при­том ма­ло из­вест­ных по­этов, а имен­но из Ара­та, ки­ли­кий­ца, сле­до­ва­тель­но, со­оте­че­ствен­ни­ка ап. Пав­ла, и афин­ско­го по­эта Кле­ан­фа (Деян.17:28), из афин­ско­го ко­ми­ка по­эта Ме­на­д­ра (1Кор.15:33) и из Эпи­ме­ни­да, крит­ско­го по­эта (Тит.1:12), но еще боль­ше его глу­бо­кие мыс­ли о су­ще­стве и раз­ви­тии язы­че­ской ре­ли­гии и фило­со­фии (1Кор.1).

Из ака­де­мии Га­ма­ли­и­ла Савл вы­шел жар­ким рев­ни­те­лем оте­че­ских пре­да­ний (Гал.1:14), т. е. иудей­ство, по­ни­ма­е­мое как фа­ри­сей­ство, бы­ло для него незыб­ле­мой ис­ти­ной, за ко­то­рую он го­тов был по­ло­жить свою ду­шу.

Ко­гда Савл озна­ко­мил­ся с хри­сти­ан­ством и ви­дел ли он Хри­ста Спа­си­те­ля во пло­ти, воз­мож­ны толь­ко до­гад­ки.

Нач­нем со вто­ро­го во­про­са.

Тарс от­сто­ит от Иеру­са­ли­ма око­ло 600 ки­ло­мет­ров. По окон­ча­нии шко­лы боль­шую часть вре­ме­ни Савл, ко­неч­но, про­во­дил в Тар­се, но на боль­шие празд­ни­ки — Пас­ху и Пя­ти­де­сят­ни­цу, ве­ро­ят­но, бы­вал в Иеру­са­ли­ме. Так де­ла­ли боль­шин­ство иуде­ев рас­се­я­ния. Гос­подь Иисус Хри­стос так­же при­хо­дил в Иеру­са­лим на эти празд­ни­ки из Га­ли­леи. В по­след­нюю Пас­ху, за­кон­чив­шу­ю­ся рас­пя­ти­ем Хри­ста Спа­си­те­ля, весь

Иеру­са­лим на­хо­дил­ся в воз­буж­де­нии и осо­бен­но си­нед­ри­он. Ес­ли Савл был в это вре­мя в Иеру­са­ли­ме, он не мог не ви­деть Гос­по­да. Од­на­ко, Ни Де­е­пи­са­тель Лу­ка, ни сам ап. Па­вел в сво­их по­сла­ни­ях не да­ют ни­ка­ких ука­за­ний, что Савл ви­дел во пло­ти Гос­по­да. Ни­что не ме­ша­ет сде­лать нам и та­кое пред­по­ло­же­ние: по тем или иным об­сто­я­тель­ствам Пас­ху, за­кон­чив­шу­ю­ся рас­пя­ти­ем Гос­по­да, Савл про­во­дил у се­бя в Тар­се.

По­-ви­ди­мо­му, уча­стие в кро­ва­вой рас­пра­ве над ар­хи­ди­а­ко­ном Сте­фа­ном бы­ло не пер­вым де­лом рев­но­сти Савла к сво­ей ве­ре и непри­яз­ни к хри­сти­ан­ству. Сво­ей рев­но­стью в пре­сле­до­ва­нии хри­сти­ан Савл вы­де­лял­ся из сре­ды дру­гих. Си­нед­ри­он, вы­пол­няв­ший функ­ции не толь­ко выс­ше­го ре­ли­ги­оз­но­го учре­жде­ния у ев­ре­ев, но и адми­ни­стра­тив­но­го, и су­деб­но­го, за рев­ность Савла упол­но­мо­чил его на про­из­вод­ство ро­зыс­ка и на пре­сле­до­ва­ние хри­сти­ан. В но­вом сво­ем по­ло­же­нии Савл по­ка­зал се­бя рев­ни­те­лем необы­чай­ным: «Вы слы­ша­ли, — пи­шет он впо­след­ствии к га­лат­ским хри­сти­а­нам, — о мо­ем преж­нем об­ра­зе жиз­ни в иудей­стве, что я же­сто­ко гнал Цер­ковь Бо­жию и опу­сто­шал ее, и пре­успе­вал в иудей­стве бо­лее мно­гих сверст­ни­ков в ро­де мо­ем, бу­дучи неуме­рен­ным рев­ни­те­лем оте­че­ских мо­их пре­да­ний» (Гал.1:13-14).

Ис­треб­ле­ние хри­сти­ан­ства Савл счи­тал дол­гом со­ве­сти и — ма­ло то­го — де­лом бо­го­угод­ным.

Савл свой вы­бор оста­но­вил на са­мом древ­нем си­рий­ском го­ро­де Да­мас­ке, от­сто­я­щем от Иеру­са­ли­ма на 300 ки­ло­мет­ров. По­сле го­не­ния на хри­сти­ан, по­сле­до­вав­ше­го за убий­ством ар­хи­ди­а­ко­на Сте­фа­на, иеру­са­лим­ские хри­сти­ане рас­се­я­лись по раз­ным го­ро­дам. Да­маск был гу­сто на­се­лен иуде­я­ми, и, сле­до­ва­тель­но, мож­но бы­ло рас­счи­ты­вать най­ти там мно­го хри­сти­ан.

Об­ра­ще­ние Савла — од­но из необы­чай­ных со­бы­тий апо­столь­ской Церк­ви: оно да­ло хри­сти­ан­ско­му ми­ру ве­ли­чай­ше­го учи­те­ля и ис­тол­ко­ва­те­ля еван­гель­ско­го уче­ния; с дру­гой сто­ро­ны, — необык­но­вен­но­го ор­га­ни­за­то­ра и устро­и­те­ля цер­ков­ной жиз­ни: весь то­гдаш­ний язы­че­ский гре­ко-рим­ский мир обя­зан апо­сто­лу про­све­ще­ни­ем све­том Хри­сто­вой ис­ти­ны.

Об­ра­ща­ясь непо­сред­ствен­но к лич­но­сти са­мо­го апо­сто­ла, мы долж­ны при­знать вне­зап­ное об­ра­ще­ние ап. Пав­ла ве­ли­чай­шим и слож­ней­шим пси­хо­ло­ги­че­ским ак­том.

Несмот­ря на раз­но­об­ра­зие ис­тол­ко­ва­ний вне­зап­но­го об­ра­ще­ния ап. Пав­ла, все их мож­но све­сти к двум ос­нов­ным: для од­них об­ра­ще­ние Пав­ла — есте­ствен­ное, пси­хо­ло­ги­че­ское яв­ле­ние, для дру­гих — чу­дес­ное яв­ле­ние.

Ви­зи­о­нер­ство, или гал­лю­ци­на­ция, как лож­ное зри­тель­ное ощу­ще­ние по­рож­да­ет­ся ду­шев­ным рас­строй­ством, бо­лез­нью моз­га. Ес­ли до­пу­стить, что этим стра­дал ап. Па­вел, то при чем то­гда спут­ни­ки его, ко­то­рые на­блю­да­ли необы­чай­ное яв­ле­ние? Не мо­жем мы до­пу­стить и мас­со­вой гал­лю­ци­на­ции, т. е. ап. Пав­ла и его спут­ни­ков, так как мас­со­вые гал­лю­ци­на­ции все­гда име­ют со­от­вет­ству­ю­щую под­го­тов­ку, че­го не бы­ло при ви­де­нии на пу­ти в Да­маск, так как оно бы­ло «вне­зап­но» (Деян.9:3), в по­лу­ден­ное вре­мя, т. е. ко­гда небо бы­ло, как это бы­ва­ет на во­сто­ке, со­вер­шен­но чи­сто. Что же ка­са­ет­ся пси­хо­ло­ги­че­ско­го объ­яс­не­ния яв­ле­ния, то этот «пси­хо­ло­гизм» с на­ча­ла до кон­ца на­ду­ман­ный. Мысль, что Савл пред пу­те­ше­стви­ем в Да­маск на­чал ко­ле­бать­ся в сво­ей при­вер­жен­но­сти к иудей­ству, рас­ка­и­вать­ся в же­сто­ко­стях, при­чи­нен­ных хри­сти­а­нам, на­ча­лось у него «раз­дво­е­ние» лич­но­сти, за­кон­чив­ше­е­ся «объ­ек­ти­ви­ро­ва­ни­ем» «субъ­ек­тив­ных» его со­сто­я­ний — есть, неудач­ное пред­по­ло­же­ние, сто­я­щее в пол­ном про­ти­во­ре­чии с ис­то­ри­ей. Ис­то­рия же го­во­рит вот что: «ды­ша угро­за­ми и убий­ством на уче­ни­ков Гос­по­да» (Деян.9:1), «в чрез­мер­ной про­тив них яро­сти» (Деян.26:11) — вот в ка­ком рас­по­ло­же­нии ду­ха на­пра­вил­ся Савл в Да­маск. Есть ли здесь при­зна­ки че­ло­ве­ка, на­чи­на­ю­ще­го при­хо­дить в рас­ка­я­ние? Из во­про­са Савла, сде­лан­но­го Хри­сту Спа­си­те­лю: «Кто Ты, Гос­по­ди?» — несо­мнен­но од­но: Савл со­всем не ду­мал, как пред­по­ла­га­ет­ся, о Иису­се Хри­сте. Итак, пси­хо­ло­ги­че­ское объ­яс­не­ние не вы­дер­жи­ва­ет кри­ти­ки.

Что же ка­са­ет­ся объ­яс­не­ния Ре­на­ном вне­зап­но­го об­ра­ще­ния ап. Пав­ла под вли­я­ни­ем разыг­рав­шей­ся гро­зы, то его нуж­но при­знать несе­рьез­ным. Из ка­ких ис­точ­ни­ков Ре­нан по­черп­нул, что при под­хо­де к Да­мас­ку Пав­ла и его спут­ни­ков разыг­ра­лась бу­ря? По ка­ким это за­ко­нам сле­ду­ет, что об­ра­зо­ван­ный иудей, ка­ко­вым был Савл, гро­мо­вые рас­ка­ты при­нял за го­лос го­во­рив­ше­го к нему Хри­ста Спа­си­те­ля? Все это плод до­су­жей, ли­шен­ной вся­ко­го ос­но­ва­ния, фан­та­зии ро­ма­ни­ста Ре­на­на.

Свящ. Н. Ни­коль­ский, доц. Мос­ков­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии

Жур­нал Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии
№ 8 ав­густ, 1950 г.

При­ме­ча­ния

Читайте также  Как выпросить у родителей новый телефон

[1] У ев­ре­ев был обы­чай но­сить по два име­ни и в об­ра­ще­нии с ино­стран­ца­ми упо­треб­лять или гре­че­ское или ла­тин­ское имя, напр.: Ки­фа-Петр, Иисус-Иуст, Си­ла-Си­лу­ан. Из кни­ги Де­я­ний апо­сто­лов вид­но, что как толь­ко ап. Па­вел вы­сту­пил пе­ред язы­че­ским ми­ром, то стал на­зы­вать­ся Пав­лом, а не Сав­лом. Мне­ние, иду­щее от бл. Иеро­ни­ма, что ап. Па­вел при­нял это имя в па­мять об­ра­ще­ния рим­ско­го про­кон­су­ла Сер­гия Пав­ла (Деян.13:9-12), не мо­жет быть при­ня­то: во-пер­вых, имя «Па­вел» апо­стол стал но­сить до об­ра­ще­ния про­кон­су­ла (Деян.13:9) и, во-вто­рых, в древ­но­сти был обы­чай на­зы­вать уче­ни­ка по име­ни учи­те­ля, а не на­обо­рот.

[2] Ф. Фар­рар. Жизнь и тру­ды св. ап. Пав­ла, стр. 23-24. С.-Пе­тер­бург, 1905 г.

[3] Тарс со­хра­нил­ся и до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни, пред­став­ляя со­бой до­воль­но гряз­ный, пол­ный раз­ва­лин ма­го­ме­тан­ский ту­рец­кий го­род с тем же на­име­но­ва­ни­ем.
Ф. Фар­рар. Ци­ти­ро­ван, со­чи­не­ние, стр. 26-44.
Рим­ский ис­то­рик и гео­граф Стра­бон, совре­мен­ник им­пе­ра­то­ра Ав­гу­ста, в сво­ей гео­гра­фии (XIV, 5) — в от­но­ше­нии по­ло­же­ния фило­со­фии и ли­те­ра­ту­ры Тарс счи­та­ет да­же вы­ше Афин и Алек­сан­дрии, то­гдаш­них цен­тров про­све­ще­ния.

[7] О пре­крас­ном зна­нии Свящ. Пи­са­ния ап. Пав­лом го­во­рит тот факт, что впо­след­ствии в сво­их по­сла­ни­ях апо­стол при­во­дит ци­та­ты из Свящ. Пи­са­ния по па­мя­ти и ча­сто в од­ной ко­рот­кой ци­та­те объ­еди­ня­ет то, что со­дер­жит­ся в раз­лич­ных ме­стах, напр., Рим.1:24, 3:6, 9:33, 10:18; 1Кор.6:2, 9:7, 15:45 и ряд дру­гих.

[10] Де­е­пи­са­тель Лу­ка на­зы­ва­ет ап. Пав­ла σkηνοποiòς, по слав. пе­ре­во­ду — ски­но­тво­рец. Па­лат­ки во вре­мя апо­сто­ла бы­ли в боль­шом упо­треб­ле­нии, их упо­треб­ля­ли пас­ту­хи, пу­те­ше­ствен­ни­ки, пла­ва­ю­щие на ко­раб­лях, т. к. ко­раб­ли в древ­но­сти име­ли от­кры­тую па­лу­бу. Вой­лок для па­ла­ток из­го­тов­лял­ся из шер­сти коз и был жест­кий и гру­бый. На ро­дине ап. Пав­ла в Ки­ли­кии де­ла­ние па­ла­ток бы­ло ис­кон­ным за­ня­ти­ем на­се­ле­ния.

[11] Проф. Н. Глу­бо­ков­ский, Бла­го­ве­стие св. ап. Пав­ла по его про­ис­хож­де­нию и су­ще­ству, СПБ. 1905, стр. 146-182, Фар­рар, Жизнь и тру­ды св. ап. Пав­ла. Пе­ре­вод свящ. Фивей­ско­го, СПБ. 1905, стр. 986-996.

[12] Фар­рар, Жизнь и тру­ды св. ап. Пав­ла, СПБ. 1905, стр. 47-49.

[17] Деян.9:2. Пер­во­свя­щен­ни­ком в это вре­мя был из­вест­ный по еван­гель­ской ис­то­рии Ка­иа­фа; в кон­це 36 г. он был сме­щен про­кон­су­лом Си­рии — Ви­тел­ли­ем, (См. И. Фла­вий, Иудей­ские древ­но­сти, кн. XVIII, 4, СПБ, 1900 г.).

[18] Деян.9:3-5; 1Кор.9:1, 15:8; Деян.26:19.

[19] Во­прос о вре­ме­ни об­ра­ще­ния ап. Пав­ла и по­сле­ду­ю­щих хро­но­ло­ги­че­ских да­тах из жиз­ни апо­сто­ла один из са­мых слож­ных и име­ет боль­шую ис­то­рию и ли­те­ра­ту­ру. Ис­сле­до­ва­те­ли вре­мя об­ра­ще­ния ап. Пав­ла ста­ви­ли от 31 г. (Бен­гель) до 41 г. (Вурм). Не вда­ва­ясь в по­дроб­ные ис­сле­до­ва­ния этих мне­ний, от­ме­тим, что по­след­ние на­уч­ные дан­ные да­ют вполне удо­вле­тво­ри­тель­ное ре­ше­ние во­про­са о вре­ме­ни об­ра­ще­ния ап. Пав­ла, как и о по­сле­ду­ю­щих хро­но­ло­ги­че­ских да­тах из жиз­ни ап. Пав­ла. Ра­зу­ме­ем так на­зы­ва­е­мую «Дель­фий­скую над­пись», об­на­ру­жен­ную в г. Дель­фах в Гре­ции в на­ча­ле XX сто­ле­тия и от­кры­тую рус­ски­ми уче­ны­ми Ни­кит­ским и Пом­то­вым. Дель­фий­ская над­пись, или ак­кла­ма­ция, пред­став­ля­ет со­бой по­втор­ное про­воз­гла­ше­ние рим­ских им­пе­ра­то­ров в их зва­нии. Дель­фий­ская ак­кла­ма­ция пред­став­ля­ет со­бой по сче­ту 26-ю и от­но­сит­ся ко вре­ме­ни им­пе­ра­то­ра Клав­дия (41-54 гг.); она име­ла ме­сто в пер­вой по­ло­вине 52-го го­да. В Дель­фий­ской над­пи­си со­хра­ни­лось имя ахай­ско­го (гре­че­ско­го) про­кон­су­ла Гал­ли­о­на. Юний Ан­ней Гал­ли­он был брат из­вест­но­го фило­со­фа Се­не­ки, вос­пи­та­те­ля Неро­на. Фа­ми­лия «Гал­ли­он» при­ня­та им от усы­но­ви­те­ля сво­е­го, ри­то­ра Юния Гал­ли­о­на, преж­де же он на­зы­вал­ся Юлий Ан­ней Но­ват. Ис­то­рик Та­цит да­ет по­дроб­ные био­гра­фи­че­ские све­де­ния о Гал­ли­оне. По уста­но­вив­шей­ся прак­ти­ке в рим­ской им­пе­рии, в долж­но­сти про­кон­су­ла на­хо­ди­лись один год и по окон­ча­нии сро­ка про­кон­сул был обя­зан в те­че­ние 30-ти дней сдать де­ла. Про­кон­суль­ство Гал­ли­о­на на­ча­лось в ап­ре­ле 51 г. и, сле­до­ва­тель­но, окон­чи­лось в ап­ре­ле 52 г. На вре­мя про­кон­суль­ства Гал­ли­о­на па­да­ет из­вест­ное столк­но­ве­ние ко­ринф­ских иуде­ев с ап. Пав­лом (Деян.18:12-17). Столк­но­ве­ние это име­ло ме­сто неза­дол­го до от­прав­ле­ния апо­сто­ла в Иеру­са­лим; от­сю­да мо­жем сде­лать сле­ду­ю­щий вы­вод: ап. Па­вел про­жи­вал в Ко­рин­фе 1½ го­да и при­был в него в на­ча­ле зи­мы 50 г. В свою оче­редь, Дель­фий­ская над­пись при­во­дит к сле­ду­ю­щим хро­но­ло­ги­че­ским да­там: вступ­ле­ние апо­сто­ла на ев­ро­пей­ский кон­ти­нент сен­тябрь—ок­тябрь 50 го­да; вре­мя апо­столь­ско­го со­бо­ра — на­ча­ло 50 го­да; на­ча­ло вто­ро­го апо­столь­ско­го мис­си­о­нер­ско­го пу­те­ше­ствия по ма­ло­азий­ским Церк­вам — вес­на и ле­то 50-го го­да. Дан­ные Дель­фий­ской над­пи­си опре­де­ля­ют и вре­мя об­ра­ще­ния ап. Пав­ла. Апо­столь­ский Со­бор был в 50 г. В по­сла­нии к Га­ла­там ап. Па­вел, оста­но­вив­шись на фак­те сво­е­го об­ра­ще­ния, уста­нав­ли­ва­ет две да­ты от это­го зна­ме­на­тель­но­го со­бы­тия в его жиз­ни: 1) «Спу­стя три го­да, хо­дил я в Иеру­са­лим ви­деть­ся с Пет­ром и про­был у него дней пят­на­дцать» (Гал.1:18); 2) «По­том, через че­тыр­на­дцать лет, опять хо­лил я в Иеру­са­лим с Вар­на­вою, взяв с со­бою и Ти­та» (Гал.2:1). Кон­текст ре­чи, ло­ги­че­ский: смысл тек­ста при­ну­ди­тель­но обя­зы­ва­ет счи­тать че­тыр­на­дцать лет от со­бы­тия об­ра­ще­ния, а не от пер­во­го хож­де­ния в Иеру­са­лим, как ду­ма­ют неко­то­рые. Та­ким об­ра­зом, вы­чи­тая из 50 че­тыр­на­дцать, бу­дем иметь да­ту об­ра­ще­ния ап. Пав­ла 36-й год по Р. X. О зна­че­нии даль­фий­ской над­пи­си см. ар­хим. Ана­то­лий (Гри­сюк). Дель­фий­ская над­пись и ее зна­че­ние для хро­но­ло­гии ап. Пав­ла. Тру­ды Ки­ев­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии 1913 г., т. I, ст.р. 49-58; А. Deismann. Paulus. Eine Kultur und religionsgeschichte Skizze, Tubingen 1925; пер­вое из­да­ние в 1911 г. У Deismann’а по­ме­ще­ны и фо­то­сним­ки над­пи­си. На­ши вы­во­ды несколь­ко раз­нят­ся от вы­во­дов Дей­сма­на. Дей­сман по­ла­га­ет, что апо­стол при­был в Ко­ринф в пер­вом ме­ся­це 50-го го­да, на­ча­ло вто­ро­го мис­си­о­нер­ско­го пу­те­ше­ствия апо­сто­ла от­но­сит к кон­цу 49 г. Та­кое пред­по­ло­же­ние недо­ста­точ­но твер­до обос­но­ва­но.

[20] Впер­вые это мне­ние бы­ло вы­ска­за­но тю­бин­ген­цем Ба­у­ром, за­тем Голь­сте­ном, Голь­ш­те­ком и ря­дом дру­гих пред­ста­ви­те­лей от­ри­ца­тель­ной кри­ти­ки.

[32] Деян.12 Иосиф Фла­вий. «Иудей­ские древ­но­сти», кн. XIX 8, 2.

Источник

Апостол Павел ‒ наименьший из апостолов

«Ибо я наи­мень­ший из Апо­сто­лов, и недо­сто­ин назы­вать­ся Апо­сто­лом, пото­му что гнал цер­ковь Божию;
но бла­го­да­тию Божи­ею есмь то, что есмь,и бла­го­дать Его во мне не была тщет­на»
( 1Кор.15:9–10 )

В Новом Заве­те 27 книг. Поло­ви­на из них напи­са­на одним чело­ве­ком. Боль­шую часть бого­слу­жеб­но­го года имен­но его тво­ре­ния чита­ют­ся в хра­мах во вре­мя Боже­ствен­ной литур­гии. Имя это­го чело­ве­ка апо­стол Павел.

Он назы­вал себя наи­мень­шим из апо­сто­лов, и недо­стой­ным назы­вать­ся апо­сто­лом, пото­му что гнал цер­ковь Божию (ср.: 1 Кор. 15:9 ). Этот чело­век, при­зван­ный к еван­гель­ско­му бла­го­ве­стию послед­ним из апо­сто­лов, более всех ново­за­вет­ных свя­щен­ных писа­те­лей потру­дил­ся в деле изъ­яс­не­ния хри­сти­ан­ско­го уче­ния. Бле­стя­ще обра­зо­ван­ный фари­сей, он был рев­ност­ным гони­те­лем хри­сти­ан­ско­го уче­ния, но, чудес­ным обра­зом вра­зум­лен­ный Гос­по­дом, стал «Апо­сто­лом язы­ков», пла­мен­ным про­по­вед­ни­ком Еван­ге­лия, жизнь и силы свои поло­жив­шим на несе­ние в мир сло­ва Истины.

Гонитель христиан

«А Савл тер­зал цер­ковь, вхо­дя в домы и вла­ча муж­чин и жен­щин, отда­вал в тем­ни­цу» ( Деян. 8:3 )

Жизнь апо­сто­ла Пав­ла мож­но услов­но раз­де­лить на две части: жизнь до встре­чи с Богом и жизнь после. А при­вел ко Хри­сту гони­те­ля хри­сти­ан путь из Иеру­са­ли­ма в Дамаск, кото­рый стал для буду­ще­го апо­сто­ла языч­ни­ков пере­лом­ным моментом.

Свя­той апо­стол Павел, или Савл (пер­вое имя апо­сто­ла еврей­ское, вто­рое ‒ латин­ское) родил­ся и полу­чил началь­ное обра­зо­ва­ние в кили­кий­ском горо­де Тар­се, сла­вив­шем­ся гре­че­ской ака­де­ми­ей и уче­но­стью сво­их жите­лей. Тарс в то вре­мя по уров­ню обра­зо­ва­ния при­рав­ни­вал­ся к Афи­нам или Алек­сан­дрии. Павел имел рим­ское граж­дан­ство со все­ми пра­ва­ми и при­ви­ле­ги­я­ми. Даль­ней­шее обу­че­ние он про­дол­жил в Иеру­са­ли­ме у зна­ме­ни­то­го учи­те­ля Гама­ли­и­ла, кото­рый, несмот­ря на свою при­над­леж­ность к пар­тии фари­се­ев, был чело­ве­ком, спо­соб­ным мыс­лить и выска­зы­вать­ся сме­ло и неза­ви­си­мо. Об этом мож­но судить по его зна­ме­ни­той речи в синед­ри­оне. Когда реша­лась участь апо­сто­лов за про­по­ведь Еван­ге­лия, Гама­ли­ил ска­зал сло­во, став­шее реша­ю­щим: гово­рю вам, отстань­те от людей сих и оставь­те их; ибо если это пред­при­я­тие и это дело ‒ от чело­ве­ков, то оно раз­ру­шит­ся, а если от Бога, то вы не може­те раз­ру­шить его; бере­ги­тесь, что­бы вам не ока­зать­ся и бого­про­тив­ни­ка­ми ( Деян. 5:38–39 ). Щед­ро ода­рен­ный спо­соб­но­стя­ми, Савл пре­успе­вал в Иудей­стве более мно­гих сверст­ни­ков… будучи неуме­рен­ным рев­ни­те­лем оте­че­ских… пре­да­ний ( Гал. 1:14 ). Вполне веро­ят­но, что он гото­вил­ся к долж­но­сти рав­ви­на и в испол­не­нии фари­сей­ско­го зако­на про­яв­лял поис­ти­не чудо­вищ­ную ревность.

Цер­ковь нес­ла поте­ри, ужас и тре­пет застав­лял хри­сти­ан скры­вать­ся. Савл же, еще дыша угро­за­ми и убий­ством на уче­ни­ков Гос­по­да, при­шел к пер­во­свя­щен­ни­ку ( Деян. 9:1 ), выпро­сил офи­ци­аль­ное раз­ре­ше­ние пре­сле­до­вать хри­сти­ан даже за пре­де­ла­ми Пале­сти­ны и отпра­вил­ся в Дамаск, узнав, что и там мно­го при­вер­жен­цев это­го ново­го, нена­вист­но­го ему уче­ния. Воору­жен­ный отряд дви­нул­ся к Дамас­ку. Каза­лось, Савла ничто не мог­ло оста­но­вить, ника­кая сила не была спо­соб­на заста­вить его пове­рить, что уче­ние Того, Кто умер на Кре­сте позор­ной смер­тью бег­ло­го раба, ‒ уче­ние Исти­ны. Никто. Толь­ко Бог!

Путе­ше­ствие в Дамаск пол­но­стью изме­ни­ло жизнь гонителя.

По дороге в Дамаск

«…И услы­шал голос, гово­ря­щий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» ( Деян. 9:4 )

Отряд при­бли­жал­ся к Дамас­ку. Нещад­но пали­ло солн­це. Вда­ле­ке пока­за­лась город­ская сте­на. Там, в этом горо­де, в сина­го­гах, как смер­то­нос­ная зара­за, рас­про­стра­ня­ет­ся новое уче­ние о вос­крес­шем Иису­се из Гали­леи. Совсем ско­ро, думал Савл, он поедет этой же доро­гой назад, а впе­ре­ди отря­да на суд синед­ри­о­на в Иеру­са­лим пой­дут зако­ван­ные в узы хри­сти­ане. Так, веро­ят­но, раз­мыш­лял он. «…Вне­зап­но оси­ял его свет с неба. Он упал на зем­лю и услы­шал голос, гово­ря­щий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он ска­зал: кто Ты, Гос­по­ди? Гос­подь же ска­зал: Я Иисус, Кото­ро­го ты гонишь. Труд­но тебе идти про­тив рож­на. Он в тре­пе­те и ужа­се ска­зал: Гос­по­ди! что пове­лишь мне делать? и Гос­подь ска­зал ему: встань и иди в город; и ска­за­но будет тебе, что тебе надоб­но делать» ( Деян. 9:4–6 ).

От сия­ния это­го Боже­ствен­но­го све­та Савл ослеп. Сопро­вож­да­ю­щие при­ве­ли его в Дамаск, где он от силь­ней­ше­го потря­се­ния пер­вые три дня ниче­го не ел и не пил. В Дамас­ке жил хри­сти­а­нин име­нем Ана­ния, кото­ро­му Гос­подь в виде­нии пове­лел пой­ти к Сав­лу и воз­ло­жить на него руки, что­бы он про­зрел. «Гос­по­ди! я слы­шал от мно­гих о сем чело­ве­ке, сколь­ко зла сде­лал он свя­тым Тво­им в Иеру­са­ли­ме» ( Деян. 9:13 ), ‒ воз­ра­зил Ана­ния. Но Гос­подь ска­зал ему: «иди, ибо он есть Мой избран­ный сосуд, что­бы воз­ве­щать имя Мое перед наро­да­ми и царя­ми и сына­ми Изра­и­ле­вы­ми» ( Деян. 9:15 ). Ана­ния пошел и сде­лал, как пове­лел ему Гос­подь. И тот­час как бы чешуя отпа­ла от глаз его (Савла), и вдруг он про­зрел; и, встав, кре­стил­ся ( Деян. 9:18 ). Пла­мен­ный дух Савла не тер­пел без­дей­ствия, и он, уве­ро­вав во Хри­ста, с той реши­мо­стью и напо­ром, с кото­ры­ми ранее пре­сле­до­вал хри­сти­ан, стал про­по­ве­до­вать Еван­ге­лие в сина­го­гах. Теперь на осно­ва­нии Вет­хо­го Заве­та, в зна­нии кото­ро­го с ним мало кто мог срав­нить­ся, он учил, что Иисус Хри­стос и есть ожи­да­е­мый иуде­я­ми Мес­сия. Сила его сло­ва, осно­ван­ная на бле­стя­щем обра­зо­ва­нии и про­свя­щен­но­сти Духом Свя­тым, при­во­ди­ла иуде­ев в заме­ша­тель­ство. Они воз­не­на­ви­де­ли Савла как пре­да­те­ля и днем и ночью сте­рег­ли город­ские воро­та, что­бы без сви­де­те­лей рас­пра­вить­ся с ним, когда он вый­дет из горо­да. Но Савл, знав­ший о гро­зив­шей ему опас­но­сти, был спу­щен уче­ни­ка­ми в кор­зине с город­ской сте­ны и таким обра­зом избе­жал смерти.

Читайте также  Как будет на русском different

О том, что про­изо­шло на дамас­ской доро­ге, повест­ву­ют Дея­ния (см.: Деян. 9:3–8 ). И сам апо­стол Павел не раз вспо­ми­нал это собы­тие. О сво­ем обра­ще­нии апо­стол рас­ска­жет на суде перед иудей­ским царем Агрип­пой (см.: Деян. 26:12–19 ) и в посла­нии к Гала­там (см.: Гал. 1:13–17 ). Поче­му исто­рия обра­ще­ния апо­сто­ла Пав­ла так важ­на? Пото­му что это откро­ве­ние лич­но­го опы­та обще­ния с Богом и откро­ве­ние надеж­ды. Еще доволь­но дол­гое вре­мя после того, как свя­той апо­стол Павел сде­лал­ся из гони­те­ля хри­сти­ан про­по­вед­ни­ком Хри­ста, мно­гие боя­лись его, не веря, что он уче­ник ( Деян. 9:26 ). Дей­стви­тель­но, в это было слож­но пове­рить. Ведь и сам Павел не мог сна­ча­ла пове­рить в Гос­по­да Иису­са Хри­ста. И толь­ко Сам Гос­подь укре­пил его слав­ным явле­ни­ем на пути в Дамаск.

Путь Бога к серд­цу каж­до­го чело­ве­ка все­гда будет тай­ной, пото­му что нико­гда нель­зя узнать, где и когда кос­нет­ся чело­ве­че­ской души бла­го­дат­ная рука Божия. Не знал это­го и апо­стол Павел. Навер­ное, не будет ошиб­кой ска­зать, что он даже и не мог пред­по­ло­жить, Кого он встре­тит в сво­ем путешествии.

Дамас­ская доро­га ста­нет для свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла доро­гой дли­ной в жизнь, ведь прак­ти­че­ски сра­зу после обра­ще­ния он нач­нет свои мис­си­о­нер­ские тру­ды про­по­ведь Сло­ва Божия языч­ни­кам. Спи­сок посе­щен­ных апо­сто­лом Пав­лом и его спо­движ­ни­ка­ми горо­дов тогдаш­ней Рим­ской импе­рии занял бы слиш­ком мно­го места. Обыч­но в учеб­ни­ках по Ново­му Заве­ту гово­рит­ся о трех круп­ных мис­си­о­нер­ских путе­ше­стви­ях апо­сто­ла Пав­ла, но это раз­де­ле­ние ско­рее услов­ность, вве­ден­ная иссле­до­ва­те­ля­ми жиз­ни вели­ко­го апо­сто­ла языч­ни­ков для удоб­ства изу­че­ния. Он путе­ше­ство­вал посто­ян­но, задер­жи­ва­ясь в раз­ных горо­дах на раз­ное вре­мя по мере необходимости.

Но пусть апо­стол Павел сам рас­ска­жет о том, что пере­жил во вре­мя про­по­ве­ди: «Я гораз­до более был в тру­дах, без­мер­но в ранах, более в тем­ни­цах и мно­го­крат­но при смер­ти. От Иуде­ев пять раз дано мне было по соро­ка уда­ров без одно­го; три раза меня били пал­ка­ми, одна­жды кам­ня­ми поби­ва­ли, три раза я тер­пел кораб­ле­кру­ше­ние, ночь и день про­был во глу­бине мор­ской; мно­го раз был в путе­ше­стви­ях, в опас­но­стях на реках, в опас­но­стях от раз­бой­ни­ков, в опас­но­стях от еди­но­пле­мен­ни­ков, в опас­но­стях от языч­ни­ков, в опас­но­стях в горо­де, в опас­но­стях в пустыне, в опас­но­стях на море, в опас­но­стях меж­ду лже­бра­ти­я­ми, в тру­де и в изну­ре­нии, часто в бде­нии, в голо­де и жаж­де, часто в посте, на сту­же и в наго­те. Кро­ме посто­рон­них при­клю­че­ний, у меня еже­днев­но сте­че­ние людей, забо­та о всех церк­вах. Кто изне­мо­га­ет, с кем бы и я не изне­мо­гал? Кто соблаз­ня­ет­ся, за кого бы я не вос­пла­ме­нял­ся?» ( 2 Кор. 11:23–29 ). Все это пре­тер­пел апо­стол ради Гос­по­да Иису­са Хри­ста. Ведь, как сам он писал, в хри­сти­а­нине долж­ны быть те же чув­ство­ва­ния, какие и во Хри­сте Иису­се ( Фил. 2:5 ). И если Гос­подь Иисус Хри­стос отдал Свою жизнь за жизнь все­го мира, то апо­стол Павел ‒ вер­ный уче­ник Хри­стов ‒ отдал Ему все­го себя.

В сло­вах апо­сто­ла нет ноток гор­де­ли­во­го пре­воз­но­ше­ния. Он не хва­лит­ся пере­не­сен­ны­ми стра­да­ни­я­ми и лише­ни­я­ми. Все это он при­нял как долж­ное. Един­ствен­ное, чем он может похва­лить­ся, ‒ это немощь: «Если долж­но мне хва­лить­ся, то буду хва­лить­ся немо­щью моею. Бог и Отец Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста, бла­го­сло­вен­ный во веки, зна­ет, что я не лгу» ( 2 Кор. 11:30–31 ).

Сила благодати

Бла­го­дат­ная сила Божия, кос­нув­ша­я­ся Пав­ла на дамас­ской доро­ге, ‒ вот то, что укреп­ля­ло его. Апо­стол писал в посла­нии к хри­сти­а­нам древ­не­го Корин­фа: «Гос­подь ска­зал мне: «доволь­но для тебя бла­го­да­ти Моей, ибо сила Моя совер­ша­ет­ся в немо­щи». И пото­му я гораз­до охот­нее буду хва­лить­ся сво­и­ми немо­ща­ми, что­бы оби­та­ла во мне сила Хри­сто­ва» ( 2 Кор. 12:9 ). Бог вел апо­сто­ла Пав­ла на про­по­ведь, поэто­му и успех пав­ло­вой мис­сии ‒ дело бла­го­да­ти Божи­ей. Когда сре­ди коринф­ских хри­сти­ан воз­ник­ло раз­де­ле­ние (одни пре­воз­но­си­лись тем, что были обра­ще­ны про­по­ве­дью Пав­ла, дру­гие ‒ Апол­ло­са (о нем см.: Деян. 18:24–28 ), тре­тьи ‒ апо­сто­ла Пет­ра), свя­той апо­стол так уве­ще­вал враж­ду­ю­щих: «Кто Павел? кто Апол­лос? Они толь­ко слу­жи­те­ли, через кото­рых вы уве­ро­ва­ли, и при­том посколь­ку каж­до­му дал Гос­подь. Я наса­дил, Апол­лос поли­вал, но воз­рас­тил Бог; посе­му и насаж­да­ю­щий и поли­ва­ю­щий есть ничто, а все Бог воз­ра­ща­ю­щий» ( 1 Кор. 3:5–7 ). Поэто­му апо­стол при­зы­вал все­гда бла­го­да­рить за все Бога и Отца, во имя Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста, пови­ну­ясь друг дру­гу в стра­хе Божи­ем ( Еф. 5:20–21 ) и делать все во имя Гос­по­да Иису­са Хри­ста ( Кол. 3:17 ).

Посто­ян­ная бла­го­дар­ность Богу ‒ это то, что помо­га­ет нам почув­ство­вать при­сут­ствие бла­го­дат­ной силы Божи­ей в самих себе, помо­га­ет не пре­воз­но­сить­ся и не гор­дить­ся теми даро­ва­ни­я­ми, кото­рые дал нам Господь.

Послания апостола Павла

«…Но я более всех их потру­дил­ся: не я, впро­чем, а бла­го­дать Божия, кото­рая со мною» ( 1 Кор. 15:10 )

Труд­но себе пред­ста­вить, как свя­той апо­стол Павел (он же и Савл), имея сла­бое здо­ро­вье, мог поне­сти такие тру­ды. Вся жизнь апо­сто­ла ста­ла под­твер­жде­ни­ем слов: «сила Божия в немо­щи совер­ша­ет­ся» (см. 2 Кор. 12:9 ). «Я гораз­до более был в тру­дах, без­мер­но в ранах, более в тем­ни­цах и мно­го­крат­но при смер­ти… три раза меня били пал­ка­ми, одна­жды кам­ня­ми поби­ва­ли, три раза я тер­пел кораб­ле­кру­ше­ние, ночь и день про­был в глу­бине мор­ской; мно­го раз был в путе­ше­стви­ях, в опас­но­стях на реках, в опас­но­стях от раз­бой­ни­ков… в тру­де и в изну­ре­нии, часто в бде­нии, в голо­де и жаж­де, часто в посте, на сту­же и в наго­те» ( 2 Кор. 11:23, 25–27 ), ‒ в нази­да­ние Корин­фя­нам вспо­ми­на­ет апо­стол Павел. Такие тру­ды и испы­та­ния невоз­мож­но пере­не­сти, опи­ра­ясь толь­ко на чело­ве­че­ские силы. Все успе­хи сво­ей про­по­вед­ни­че­ской дея­тель­но­сти апо­стол Павел при­пи­сы­ва­ет исклю­чи­тель­но дей­ствию Боже­ствен­ной бла­го­да­ти и ста­ра­ет­ся лишь о том, что­бы быть достой­ным Духа Святого.

Как уже было ска­за­но, апо­стол Павел явля­ет­ся авто­ром более поло­ви­ны книг, вхо­дя­щих в состав Ново­го Заве­та. Он напи­сал четыр­на­дцать посла­ний, кото­рые по важ­но­сти сво­е­го содер­жа­ния и высо­те бого­слов­ской мыс­ли неко­то­ры­ми име­ну­ют­ся «вто­рым Еван­ге­ли­ем». Каж­дое из этих посла­ний ‒ жем­чу­жи­на, насто­я­щее духов­ное сокро­ви­ще. В его тру­дах рас­кры­ва­ет­ся дог­ма­ти­че­ское и нрав­ствен­ное уче­ние Церк­ви. Бого­слов­ская глу­би­на его Посла­ний неред­ко при­во­ди­ла в заме­ша­тель­ство таких тол­ко­ва­те­лей Свя­щен­но­го Писа­ния, как Иоанн Зла­то­уст и Бла­жен­ный Авгу­стин. Исклю­чи­тель­но апо­сто­лу Пав­лу при­над­ле­жат выра­же­ния «совос­крес­нуть», «облечь­ся во Хри­ста», «совлечь­ся вет­хо­го человека».

Навер­ное, нет таких тем и вопро­сов, кото­рые не были затро­ну­ты апо­сто­лом. В чем-то все посла­ния похо­жи, одна и та же мысль может повто­рять­ся в раз­ных посла­ни­ях несколь­ко раз, но в то же вре­мя в каж­дом из Пав­ло­вых тек­стов есть в бук­валь­ном смыс­ле непо­вто­ри­мые места, кото­рые нель­зя пере­пу­тать ни с чем дру­гим. В посла­ни­ях апо­стол Павел обра­щал­ся к кон­крет­ным хри­сти­ан­ским общи­нам (рим­ля­нам, корин­фя­нам, гала­там и др.) и даже к отдель­ным людям (Титу, Тимо­фею, Фили­мо­ну). Но через всех сво­их адре­са­тов апо­стол гово­рит и со все­ми нами, совре­мен­ны­ми христианами.

Апо­стол радо­вал­ся и скор­бел, обли­чал и уве­ще­вал, настав­лял и укреп­лял. Как он сам писал: «Для всех я сде­лал­ся всем, что­бы спа­сти по край­ней мере неко­то­рых» ( 1 Кор. 9:22 ). Очень важ­но понять эти сло­ва пра­виль­но. Быть всем для всех ‒ не зна­чит ста­рать­ся уго­дить всем любы­ми спо­со­ба­ми. Апо­стол отда­вал все­го себя дру­гим, хотя и не наде­ял­ся, что все слу­ша­ю­щие при­мут его про­по­ведь, пото­му что это зави­сит уже не от него, но от Бога, перед Кото­рым свя­той Павел счи­тал себя ничем. Но имен­но поэто­му апо­стол Павел и пола­гал все свои силы для про­по­ве­ди. Ведь если Сам Бог дей­ству­ет через него, то нель­зя даже в малом дать сла­би­ну или отступить…

Смерть Апостола

«И Я пока­жу ему, сколь­ко он дол­жен постра­дать за имя Мое» ( Деян. 9:16 ).

По пре­да­нию, неза­дол­го до сво­ей смер­ти апо­стол Павел про­по­ве­до­вал в Риме при дво­ре импе­ра­то­ра Неро­на и обра­тил к вере во Хри­ста его люби­мую налож­ни­цу. За это он был осуж­ден и, избе­жав, по мило­сти Божи­ей, каз­ни на арене цир­ка через рас­тер­за­ние хищ­ны­ми зве­ря­ми, был все же вверг­нут в узи­ли­ще так назы­ва­е­мые вто­рые узы, нахо­дясь в кото­рых, напи­сал в Ефес Вто­рое посла­ние к Тимо­фею, при­гла­шая его поспе­шить в Рим, на послед­нее сви­да­ние. Апо­стол Павел, види­мо, чув­ство­вал при­бли­же­ние смерти.

В то вре­мя в Рим­ской импе­рии было рас­про­стра­не­но четы­ре вида каз­ни: рас­пя­тие, сожже­ние зажи­во, рас­тер­за­ние дики­ми зве­ря­ми и усе­че­ние мечом. Пер­вый вид каз­ни пред­на­зна­чал­ся для рабов, вто­рой и тре­тий ‒ для сво­бод­но­го низ­ше­го сосло­вия, усе­че­ние мечом ‒ толь­ко для рим­ских граж­дан. После 9‑месячного пре­бы­ва­ния в тем­ни­це в 67 году в цар­ство­ва­ние импе­ра­то­ра Неро­на свя­той апо­стол Павел, как рим­ский граж­да­нин, за дело еван­гель­ской про­по­ве­ди при­нял муче­ни­че­скую кон­чи­ну через усе­че­ние мечом.

Свя­щен­ник Дио­ни­сий Каменщиков

Источ­ник: Газе­та «Пра­во­слав­ная вера» № 11 (415)

Источник

admin
Своими силами
Adblock
detector