Как закончил свою жизнь левша

Трагическая судьба талантливого человека в повести «Левша»

c29893e220eb3e107fa31169b88ce2e0

­ Пример сочинения 1

Левша является главным героем одноимённой повести Николая Семёновича Лескова, которая имеет подзаголовок: «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». Талантливый оружейный мастер всё делал левой рукой, поэтому автор его и называет левшой. Характеристика образа левши отражает собирательный образ русского народа. По этой причине автор не указал, как звали героя сказа. Впоследствии Лесков писал, что «там, где стоит „левша“, надо читать „русский народ“».

Образ Левши — это обобщённый образ русского народа. Вероятно, именно поэтому у главного героя сказа нет ни имени, ни даже прозвища; автор называет его левшой из-за того, что он всё делает левой рукой (в тексте слово «левша» пишется с маленькой буквы). Вообще, образ главного героя сказа весьма размытый, что лишний раз подчёркивает его собирательность. О нём практически ничего неизвестно: автор не указывает ни его возраст, ни семейное положение. Лесков даёт лишь небольшое описание внешности левши: он косой, «на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны». Одевался он в казакин, носил сапоги.

Талант главного героя

Ради того, чтобы поразить англичан и самого императора, трём тульским оружейникам донской казак Платов велел придумать что-нибудь, чтобы превзойти английских мастеров, сделавших миниатюрную стальную блоху, умеющую танцевать. Придумали они подковать эту блоху. Так как левша был самым искусным из них, он выковал для подковок блохе гвоздики, не пользуясь микроскопом, купить который ему было не на что.

Когда донскому казаку Платову оружейные мастера представили свою работу, тот стал ругаться, подумав, что они ничего с блохой не сделали и, наверно, даже её испортили. За то, что он усомнился в их мастерстве, левша с другими оружейниками от него держал в секрете выполненную работу. Сказали мастера, чтобы Платов отвёз блоху царю, и тот поймёт, что они сделали.

Примечательно, что в описании демонстрации своей работы императору раскрывается скромность главного героя сказа, который не привык хвастать своим невероятным талантом. Император не сразу смог разглядеть его ювелирную работу. Тогда мастер очень толково объяснил, что работу оружейников из Тулы нужно через «мелкоскоп» (микроскоп) разглядывать.

Трагическая судьба Левши

На корабле, идущем из Англии в Россию, левша ослабел от морской болезни и от алкоголя (он на спор пил с английским «полшкипером»). В Петербурге в квартальном отделении полиции его обобрали, а в больницах не принимали без документов. Наконец, приняли в простонародную больницу, где левша умер от того, что когда его повезли из полиции и пересаживали из одних саней в другие, его роняли. В результате у него был разбит затылок.

Перед смертью Левша успел сказать врачу, чтобы передал он царю, что англичане не чистят кирпичом ружья, и что русским следует так же делать. Но предсмертные слова левши государю не передали, потому что граф Чернышёв, приближенный царя, решил, что врач не в своё дело суётся. Автор замечает, что если бы слова мастера передали государю, «в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был».

В повести «Левша» Н. С. Лесков привлекает внимание читателей не только к талантливости, одарённости русского человека, но и к его трагической судьбе: талант его растрачивается на пустяки, приносит ему несчастье, а не благополучие. Эту идею лесковского сказа помогает выявить образ левши, являющийся обобщённым образом русского народа.

Пример сочинения 2

В сказе «Левша» Николая Семёновича показана трагическая судьба талантливого человека. В чём заключается печальная участь самородка?

На русской земле всегда рождалось много великих талантов, известных всему миру. Тут и Михаил Ломоносов, и Александр Сергеевич Пушкин, и многие другие. Автор описал одного из гениев в сказке «Левша». Главный герой – обычный тульский мастер кузнечного дела, ранее никем не замеченный. Левша – самоучка, не знает никакой науки, не владеет специальными приборами измерения, все делает просто на глаз. Его жизнь резко меняется, когда он и еще 3 мастера берутся за невиданное ранее дело – подковать блоху. Сделав гвоздики для каждой подковы, главный герой не чувствует себя великим мастером, он остаётся таким же простым деревенским мужичком, каким был и раньше. Сначала Левшу отправляют в Петербург, потом заграницу. В дороге он почти не ест, только пьёт вино. В Англии главный герой окружен почётом, его величают практически как героя, предлагают деньги, работу и успешный брак. На Родине его могло не ждать ничего из этого. Однако Левша не соглашается и решает уехать домой. В дороге он спорит с английским шкипером, и герои вместе пьют всю дорогу без остановки. Их состояние доходит до того, что персонажи видят чертей в море. Когда друзей высаживают на берег, их пути расходятся. Левшу уже никто не ждёт в России, он забыт. Его лишают подарков, оставляя только старую, разодранную одежду, и отправляют в госпиталь, где умирают бродяги и нищие. Там главный герой и уходит из жизни.

В чём заключается трагедия Левши? Во-первых, очень многие гении губят свой талант, злоупотребляя спиртным и наркотиками. Левша ушел из жизни в первую очередь потому, что не ценил своё умение, не берёг его, потому и пил во время всей поездки, чего организм не выдержал. Во-вторых, главного героя можно было спасти, если бы хоть один человек ждал его в Петербурге. Но даже Платов пришел слишком поздно. Трагедия талантливого человека заключается в том, что он популярен только небольшой промежуток времени, затем все забывают о гении, оставляют в бедности, безвестности и одиночестве.

Таким образом, Николай Семёнович Лесков в сказе «Левша» раскрыл трагедию талантливого человека на примере главного героя. Судьба гениев печальна, они обычно уходят в безвестности из-за пагубных пристрастий. Так это случилось с Левшой, так это происходило с многими самородками в реальной жизни.

Пример сочинения 3

Одним из лучших произведений Н. С. Лескова считается известная сказка “Левша”. Именно в ней автор сумел создать образ талантливого русского человека, который отличается своим трудолюбием и чувством юмора. Таким образом, Лесков показал не отдельную личность, а целый народ, ведь, на самом деле, Россия всегда славилась своей смелостью и самобытностью.

В первую очередь следует заметить, что вся сказка пропитана глубоким патриотизмом и верой. Каждый человек просил Божьего благословения перед любым делом. Автор также показывает, что русский народ славы не любит, а только всеми силами старается сохранить свою честь.
Трагичность судьбы таких людей показана в том, что многие из них были попираемы и гонимы.

Левша, как яркий представитель талантливого человека на Руси, спокойно приходит к государю в старой одежде, которая уже давно изжила себя. Он не пытается как-то льстить вышестоящему лицу. В нем нет ни капли угодничества.

Все вокруг стали удивляться, когда он говорил с государем просто и безмятежно. Да, Левша понимал, что говорил с высшим человеком, но это никак не повлияло на его характер. Он остался самим собой. Толпа старалась намекнуть ему, как следует себя вести, но не смогла добиться ничего от этого простого русского человека.
Даже сам правитель сказал: “Оставьте…, пусть отвечает как он умеет”.

Главная задача Лескова в этом эпизоде была в том, чтобы показать ничтожество манер, лести и внешнего вида перед настоящим талантом. Ведь любого прохожего можно красиво одеть и научить его разным изящным словам, а талант – это то, что дано от природы. Это то, что никто и никогда не сможет покинуть.

Читайте также  View play cap как пользоваться

Черты патриотизма в Левше проявлялись на протяжении всей сказки. Англичане всеми силами старались как-то подбить его на то, чтобы тот изменил свое поведение, но так и не смогли добиться желаемого. Постоянно слышим мы такие фразы, которые только подчеркивают любовь к Родине: “Мы все к своей родине привержены”, “У меня дома родители есть”, “Наша русская вера самая правильная, и как верили наши праотцы, так же точно должны верить и потомки”.

Левша оказался среди изобилия, которое могло увлечь бы многих. Но на героя все это влияет совсем по-другому. Чем больше удобств, вкусной еды и одежды, тем сильнее он тосковал по Руси: “Как вышли из буфета в Твердиземное море, так стремление его к России такое сделалось, что никак его нельзя было успокоить…”.

Судьба Левши действительно трагична. Он вернулся на родину, но вместо добродушного приема, получил настоящее безразличие. Его гибель бессмысленна.

Такое очень часто случалось в истории русского народа. Таланты гибнут, будучи пренебреженными своими современниками. И только потомки своими горькими слезами и воспоминаниями еще удерживают память о таких великих людях.

Как бы страшно не звучал этот отрывок, но он в точности передает правду жизни: “Везли Левшу так непокрытого, да как с одного извозчика на другого станут пересаживать – все роняют, а поднимать станут – ухи рвут, чтобы в память пришел. Привезли в одну больницу – не принимают без тугамента, привезли в другую – и там не принимают, и так в третью, и в четвертую – до самого утра его по всем отдаленным кривопуткам таскали и все пересаживали, так что он весь избился”.

Левша – это поистине символ русского народа, который богат на талантливых умельцев, которые терпеливы и честны.

Источник

«Левша»: краткое содержание и анализ повести

0c8c7308228ebac0

Н. Лесков: Wikimedia

Тульский оружейник, который превзошел в умении мастеров из Англии, — вот, кто такой Левша. Краткое содержание повести поможет быстро познакомиться с историей этого мастера и понять основную идею автора. Подробно о том, кто написал «Левшу», а также краткий пересказ «Левши» читайте в статье.

«Левша»: краткое содержание

Повесть «Левша» — одно из наиболее ярких и значимых произведений, которые создал Н. Лесков. «Левша», а точнее «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», написан в 1881 году и вошел в сборник «Праведники».

Что же такого интересного и необычного описал Лесков? «Левша», краткое содержание которого представлено далее, состоит из 20 глав. В последней автор «Левши» выразил собственное мнение, а до этого развитие сюжета происходит так:

3fc44fa27a7dcf6c

Таково краткое содержание. Левша стало именем нарицательным. О подобных талантах, о том, как они редки и как ценны, автор повести написал последнюю главу.

«Левша»: анализ произведения

Впервые журнал «Русь» напечатал текст повести «Левша». Книга, которая и сегодня у всех на слуху, посвящена умельцам, талантам из народа. Автор называл произведение народной легендой, а былинный герой в ней — Левша. Лесков старался сделать повесть реалистичной, поэтому мало демонстрировал в ней собственные мысли.

fe742eb43b603ee8

Русская деревня: Tkd-pskov

После того как прочтен «Левша» в сокращении, сделаем анализ произведения. Остановимся на таких моментах:

Многие литературоведы относят повесть к критическому реализму. Но автором были использованы также сказочные мотивы. Они не всегда очевидны и не являются определяющими, однако по-своему важны. В целом в произведение сочетаются сказка и реальность, комическое и трагическое, поэтому однозначного стилевого определения оно не имеет.

Автор уделил внимание реальным проблемам русских людей, раскрыл национальный характер. Так, на страницах повести прочтете о жизненных трудностях работников с высокой квалификацией.

9e5a48966f1d1ca9

Кузнечное дело: Freepick

Лесков подробно остановился на особенностях самодержавного строя. Ярко описан мир аристократии с царем во главе. Им противопоставляется Запад, достигший более высокого развития.

Как построена повесть «Левша»? Главные герои становятся знакомы читателю постепенно, в течение первых глав. Сюжет разворачивается линейно, в нем много противопоставлений. К примеру, на контрасте показан русский и английский быт, очевидна разница между простыми людьми и теми, кто наделен властью.

Левша — образ человека, наделенного недюжинным талантом и трудолюбием. Этому национальному герою и праведнику, который не отказывается от Родины, многие удивляются. Он предан Отечеству, религиозен и чист. По этим причинам мастер и не принимает заманчивых предложений англичан.

На другом полюсе повествования — государь, который равнодушен к подданным и мало интересуется их судьбой.

Таково произведение «Левша». Краткое содержание познакомило вас с главной идеей, жанровыми и композиционными особенностями. Прочтение текста полностью даст возможность в насладиться авторским слогом и задумкой, а также оценить, насколько эта повесть бессмертна и актуальна сегодня.

placeholder

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Источник

Правда и выдумки о Левше

Известный тульский филолог Михаил Майоров издал брошюру «Миф о Левше: судьба без жизни», в которой, мягко говоря, подверг сомнению сложившийся у нас образ Левши как символ тульского рабочего мастерства.

О некоторых главных выводах, изложенных в этой небольшой книжке, мы поговорили с ее автором.

Карикатура на оружейника

– Михаил, откуда возник такой интерес к теме Левши?

355c2558 f2ca 4d58 995a f8b0a9b3fee9

– Всё очень просто. Когда-то, будучи еще сотрудником музея «Тульский некрополь», я получил предложение исследовать этот бессмертный образ, не такой простой и примитивный, каким его принято считать. И для меня как для исследователя было важно ответить на вопросы: кто такой Левша и откуда он? в чем был замысел произведения?

– Удалось ответить?

– Несмотря на почти 150 лет, прошедших со времени появления в литературе образа Левши, ответ на этот вопрос не дан ни в одном литературоведческом исследовании. Лесков будто бы услыхал рассказ о Левше от рабочего Сестрорецкого завода, перешедшего туда из тульского оружейного. Это уже подозрительно, ибо Лесков неоднократно бывал в Туле и ничего тут «не слыхал». Сестрорецкой версией писатель обеспечил себе надежный тыл. Во всех собраниях сочинений Лескова, где сказ комментировался, источниковая база подверглась странному расширению: появление сказа объяснялось уже «эпосом работников», «баснословной легендой». Эти сведения никто не проверял.

46c40563 5bbd 46ad a22c d4f0e8d637a4
11 июня 1981 г. в Орле открыли мемориальный комплекс из 5 бронзовых фигур, посвященный Лескову.

– Получается, образ мастера сформировался сам по себе, безотносительно к той идее, что была заложена в произведение?

– В 2005 году, определяя место лесковского персонажа в современной культурной жизни, кандидат филологических наук Нина Алексеевна Щеглова обратилась к тулякам с просьбой внимательно вчитаться в литературный оригинал: «Левша у Лескова предстает неучем и пьяницей. Это фарс, карикатура на тульского оружейного мастера и фактическое отклонение от сущности при внешнем соответствии». Нина Алексеевна Щеглова, между прочим, коренная тулячка, лауреат премии им. Мосина, автор «Технического словаря тульских оружейников XVII–XVIII вв.».

– Почему же сразу неуч? Подковы блохе прибивать – очень тонкая работа.

– Давайте разбираться. Действие этой истории происходит в первой половине XIX века, когда оружейное производство достигло высокой технической культуры. На тульских заводах уже давно хорошо было налажено обучение ремеслу. Помимо оружейной школы для детей-сирот на 60 человек, где обучали грамоте, рисованию, арифметике и геометрии, существовала система обучения по цехам. Ученики распределялись по лучшим мастерам, и те обязаны были передать им секреты мастерства. После этого происходила торжественная церемония освидетельствования ученика в мастерстве, когда он в присутствии всего цеха демонстрировал новые «инвенции».

Настоящий, невыдуманный мастер не мог не знать «расчет силы» и четырех правил арифметики, а потому не мог лишить аглицкую блоху способности прыгать.

Также он не мог утверждать, что в России ружья кирпичом чистят, – с самого начала оружейного производства к каждому ружью и пистолету для чистки ствола прилагался шомпол с трещоткой и пыжовником.

Читайте также  Как авторизоваться в приложении фитпро

– Нельзя же литературное произведение считать историческим документом.

– Вряд ли и Лесков претендовал на серьезный исторический анализ оружейного дела в Туле. Его Левша – это метафора, если хотите, миф. А мифы порой бывают более живыми и реальными, чем факты из учебника истории. Ведь даже самый продвинутый знаток литературы не сразу сообразит, к какому историческому периоду относится действие всех произведений о Левше. И что именно должно прославляться, когда сей персонаж сломал уникальное английское изобретение, неизвестно зачем его подковав.

4882822e 90fa 42b7 8309 8bcfa7383383
Таким увидели тульского мастера в 1970-е годы члены содружества Кукрыниксы.

Левша или левша?

– У Лескова довольно странное для положительного персонажа определение «косой левша» прописано со строчной буквы.

– И кстати, редкий литературный персонаж выделяется среди прочих внешними данными. Обратные примеры можно пересчитать по пальцам: Гаргантюа, Пантагрюэль, Сирано де Бержерак, Портос, Квазимодо. Изображая странную внешность оружейника – косой, левша, на щеке родимое пятно, крестится левой рукой, – Лесков, по всей вероятности, подразумевал связь фантастического мастерства с нечистой силой. Поэтому, по авторскому замыслу, для словесного портрета достаточно словосочетания из двух слов: «косой левша».

– Да еще и левша со строчной буквы.

– Прославление и увековечение мастерового, сломавшего британский антиквар, принадлежит казанскому и тульскому дворянину, начальнику замочной части тульского завода Сергею Зыбину. В узкоспецифическом бюллетене «Оружейный сборник» он разместил статью «Происхождение оружейничьей легенды и о тульском косом Левше». Прописную букву Зыбин без околичностей и объяснений употребил уже в названии. С этого момента появился именно тот Левша, которого знает современный читатель и зритель.

– То есть прозвище стало именем только в начале XX века?

– Эту тонкость вообще очень трудно заметить, особенно если не иметь перед глазами прижизненное издание. Речь идет о таком определяющем компоненте произведения, как самый обычный оним, то есть имя в любом значении этого слова: персоним, топоним, эргоним и т. д. Собственно как персоним Левша встречается, например, в изысканиях Н. М. Тупикова: «Левша Михайлович, боярин в Литовском княжестве», «Левша Терпигорев, боярин Василия Шемячича» и так далее. Эти примеры убедительно демонстрируют варианты одного и того же имени Алексей. Версии «Лев», «Александр», «Леонид» для реалий того времени представляются весьма сомнительными.

– Это могло быть имя – даже не Левша, а Лёвша?

– Возникающий соблазн разместить ударение на последнем слоге относится к тем же рефлексам, что ударения типа диспАнсер, стОляр и др. Ответ прост, но следует начать от противного, исходя из самого текста. Лесков употребляет только прозвище безымянного героя. Это самый существенный момент, от которого отталкивается вся дальнейшая эволюция образа и его имени.

– А почему именно прозвище? Он действительно мог быть мастером, который работает левой рукой лучше, чем правой.

– Термины левый – правый, характерные для времен сегодняшних, на рубеже восемнадцатого-девятнадцатого веков еще не вошли в язык настолько плотно, чтобы Лесков имел основание использовать именно такое прозвище. Всё, конечно, относительно, но нельзя забывать, что мастеровые наряду с крестьянами и священством в обиходной речи пользовались архаизмами десница (правая) и шуйца, шуя (левая). Имена прилагательные левый и правый внедрялись почти насильственно.

Миф «Сурнин – Левша» не обоснован

– В Туле при всём при этом не сомневаются, что у Левши был реальный прообраз – мастеровой Алексей Михайлович Сурнин.

– Есть два мифа. Изначальный миф о левше – это наследие Лескова, писатель не обязан отталкиваться от реальности, если его целью прежде всего становится не факт, а предмет художественного изображения. Но миф «Сурнин – Левша» не имеет права на существование, он насильственно навязан и противоречит истине.

– Миф именно навязан?

– С совершенно неясной целью Зыбин принялся за поиски возможных прототипов обновленного им Левши. Учитывая явную творческую безапелляционность Зыбина, легко предположить, как скоро он нашел прообраз. В 1785 году тульские мастера Алексей Сурнин и Андрей Леонтьев по инициативе графа Григория Потемкина были снаряжены в Англию для повышения оружейной квалификации.

В итоге «Тульский биографический словарь», например, без сомнений и ссылок называет лесковский сказ источником жизнеописания Сурнина. Причем как-то не замечается, что, в отличие от Левши (или левши), в биографии Сурнина не зафиксировано ни одного яркого, выдающегося и достойного литературной обработки факта: ни взлетов, ни падений, ни приключений, ни конфликтов. Сурнин был самым обычным человеком, хоть и отмеченным наградами, и не в пример Левше наплодившим кучу детей.

Согласно же Лескову, косой левша – убежденный холостяк, этакий местный простофиля со своими комплексами и склонностью к поучениям: «Англичане ружья кирпичом не чистят!»

– Кто-то еще эту Вашу точку зрения разделяет?

– Профессор Вадим Николаевич Ашурков предложил в одной из своих работ наиболее честный подход к параллели «Сурнин – Левша». При этом следует учитывать положение самого Ашуркова: он не мог допустить мысли об открытом противостоянии официальному краеведению, поэтому в качестве главной опоры доводов избрал свидетельство сына писателя Андрея Николаевича Лескова о нереальности личности левши. Среди прочего Ашурков писал, что «…сопоставил некоторые факты биографии Сурнина и Леонтьева» со «Сказом» Лескова и усмотрел «определенные совпадения».

Кратко передавая содержание «Сказа», Вадим Николаевич успевает и поздравить пребывающего в Англии левшу с патриотизмом, и выругать царей, и посочувствовать нищете «народных талантов». Главное не это, а то, что, цитируя Лескова, Ашурков довольно смело выделяет жирным шрифтом четыре слова: «…Я весь этот рассказ сочинил в мае прошлого года, и Левша есть лицо мною выдуманное». Основания для написания этого имени с прописной буквы здесь отсутствуют, скорее, это явная инициатива тульского редактора, но жирный шрифт Ашуркова намеренно игнорировался и педагогами, и писателями, и журналистами тульского края.

– В 2000 году даже нашли реальную могилу Алексея Сурнина.

– Надгробие Сурнина по подсказке профессора Ашуркова в далеком уже в 1986 году нашли и атрибутировали москвич В. А. Простов и туляк А. А. Камоликов. В 2005 году ныне покойный начальник службы тульского городского транспорта Т. В. Шарыпов организовал установку дублирующего надгробия-стелы рядом с «саркофагом» Сурнина. Эпитафия, содержащая грубейшую орфографическую ошибку, гласит: «Сурнин Алексей Михайлович. 1767–1811. Легендарный Тульский Левша. Неутомимому труженнику в приобретении успехов в пользу России». Вот так неистребимая безграмотность нашла увековечение, ибо исправить слово «труженник» технически невозможно, да и некому.

53d52ac0 5499 40d9 a265 9fa553ee544a
Уже в наше время на могиле Сурнина поставили памятник
как неутомимому тружеННику.

4fb74e17 e335 4cc4 a2f3 9c4d22d6b525

– А миф стал историческим фактом?

– Вопреки предупреждениям Ашуркова и откровениям самого Лескова ложное тождество реального Сурнина и литературного персонажа по сей день используется. Многим читателям советского периода были знакомы сборники с названиями типа «Наследники Левши», «Потомки Левши» и проч., изданные массовыми тиражами. Ни о каком левше (или, конечно же, Левше) там не говорится ни слова, а герои – мастера с тульского оружейного и подобного ему заводов. Давая этому шаржированному персонажу вторую жизнь в образе современных мастеров, составители подобных сборников не отдавали себе отчета в том, что попросту оскорбляют тех, кто аглицких блох не ломал и даже не практиковался за границей. Литературная эволюция закончилась курьезом.

Никогда не живший на свете левша был переименован в Левшу и наряду с невыдуманными людьми стал фантазийным тульским брендом, которому наставили памятников, хотя кроме истории с блохой ни один другой подвиг этого странного человека неизвестен.

Зато после выноса памятника Левше с территории машзавода он прекрасно устроился напротив памятника настоящему императору.

Источник

Своими силами
Adblock
detector