Как выглядит лучина в избе
Каким был свет в старину? Можно сказать не сильным, немного тусклым, и с появлением керосиновой лампы он стал сильнее. С приходом электричества в сельские хаты свет стал ярче. Но в старину свет исходил от лучины, и этого для жизни было достаточно. По идее лучинка это тоненька палочка из сухой древесины. А палочка эта давала свет. С тех пор так и считали что лучина это луч света в темном царстве. Потому что там где горела лучина она хоть и небольшим светом разрезала тьму. Маленькая лучинка давала луч которые освещал самые темные уголки хаты.
Фото пирога с лучиной
Часто можно услышать вопрос, что появилось быстрее костер или лучина? Первым источником света, был костер. Когда люди жили еще в пещерах, в жилище главным источником света был костер. Костер являлся и источником света и источником тепла одновременно. Позже когда источник тепла приобрел более ограниченное пространство, источник света стал отдельным элементом. Так и появилась лучина.
В какой именно период появилась лучина на Украине, вопрос открытый.
Что собой представляет лучина?
Это длинные сухие деревянные палочки, которые изготавливали из осины, березы, ясеня или клена. В то время существовало такое понятие, как щепать лучину. Иногда это произносилось как щипать лучину. А именно их реально щипали из тонких планок дерева
К этой работе с детства приучали детей.
Иногда для этих целей использовали деревья хвойных пород, но недостаток таких лучин был в том, что они быстрее сгорали, и при горении выделялась копоть. Лучину щепали из осины. Лучину заготавливали заранее. Еще когда в сарае хозяин колол дрова, он уже среди расколотых поленьев примечал заготовки для лучины. Позже эти заготовки сохли на печи. И по мере необходимости щепали лучину. Приспособление для щепания лучины называлось щепало. Это своеобразный кусок металлического стержня, с одной стороны заточен крестиком, При ударе о деревянную заготовку щепалась лучина тонкими щепками. В хате детей постарше в порядке очереди, приучали следить за лучиной, чтобы горение ее было равномерным, и как можно дольше. Для этого лучина должна была гореть под определенным углом. Использование лучины в доме это не только риск пожара, но и целая наука, которая передавалась из поколения в поколение. И только ленивые, проводили темное время впотьмах, не желая ничем заниматься.
Для крепления лучины использовали так называемые светцы. Которые реже изготавливали из дерева, обычно ковали из железа. Обычно это небольшая деревянная или металлическая пластинка, имеющая на конце конический разрез. А как долго горит лучина. Лучина как источник света – горит в зависимости от того из какого дерева она сделана. Однако в селах всегда любыми способами пытались продлить горение лучины, смотря на горение лучины, думали а сколько горит лучина. Для этих целей, после того как щипали лучину, ее на печке сушили, и иногда перед употреблением за сутки окунали в масло, чтоб она пропиталась. От этого лучина горела не только дольше но и ярче.
В конце 18 века и даже в начале 19 века часто поэты и писатели писали при лучине. Зимой или ранней весной солнце садилось рано, вечер окутывал сели очень быстро. Зажигали лучину и писали. А много ли при лучине напишешь. А когда источника света нет, то лучина, лучший источник света. И при нем писали лучшие стихи того времени которые популярны и в наши дни. Лучина горит ярким желтым светом. Но за лучиной часто ставили присматривать детей.
Своего рода наказание детей за непослушание. Когда ребенок бесится, балуется, мама всегда знает как его угомонить. Ребенку нужно дать такое занятие которое приносило бы пользу окружающим. И часто детей ставили пр лучине. В темной хате горение лучины оно завораживает, лучина потрескивает, горит ровно и нужно смотреть чтоб не менялся угол наклона лучины. Когда догорает лучина, сменить ее на новую, да пожар не сотворить.
А когда подожженную лучину вставляешь в светец, внимательно следи, чтоб беды не натворить. Так мудрой матери наказание вырабатывало в детях навыки к послушанию А мама занимаясь своими делами по хате ходила да хвалили проказника за примерное поведение.
Хозяйки занимались приготовлением пищи, хотя свет иногда попадал к столу и от горящей печи, но этого не всегда было достаточно, к тому же печь не всегда горела пламенем, а от жара, слабый свет.
Некоторые гадалки умудрялись даже гадать по лучине.
Лучина, как предмет обихода сельского жителя имела ряд поверий, иногда связанных с православными праздниками.
Но все это уже история. Сегодня мы каждый день приходя, домой, включаем всеет и не задумываемся, откуда он берется, и мы уже не заботимся о том будет ли завтра свет или нет. А раньше лучиной могли взять дань или оброк. Например, оброк был в размере целого воза лучины.
Но в наше время при веерных отключениях поселков, или непредвиденных стихийных бедствиях, все чаще пропадает в хате свет.
И тогда люди начинают задумываться об автономных осветительных приборах, и чаще всего это фонарик.
Немного о истории русского быта
Здравствуйте уважаемые пикабушники.
Мне бы хотелось сегодня вам рассказать кое что интересненькое.
Все мы знаем что такое лучина. Каждый из нас слышал или читал о том, что этой самой лучиной давным давно наши предки освещали избы. А знаете ли вы что такое светец? Хотите подробностей? Их есть у меня.)
Итак, светец – это такая нехитрая, но очень своеобразная подставка для лучины или для лучин. Да-да, были и для одной и для нескольких, на любую потребность, так сказать.) Но обо всем по порядку.
Как вы, наверное, догадываетесь, в давние-давние времена освещать помещения свечами было чутка дороговато. Например, есть сведения, что во второй половине XVII века сотня сальных свечей стоила 5 рублей (огого!), а 150 полен лучины стоило 15 алтын (где-то 45 копеек, если я не ошиблась в расчетах). И аж до второй половины XIX века лучинами пользовалось даже некоторое городское население, а для крепостных крестьян в деревнях (преимущественно в лесистой местности) лучина являлась чуть ли не единственным источником освещения.
Не все деревья для лучин были одинаково полезны. В основном выбирали берёзу или сосну. Берёзовая лучина давала ровное чистое пламя, но дымила и сбрасывала тлеющие угольки. Сосновая лучше щепалась, горела более ярким и широким пламенем, но сгорала быстрее, выделяя сильную копоть. А, и уголёк сосновой лучины спирально закручивался и мешал горению пламени. Для лучин использовали поленья без сучков, высушивали их на печи, за тем расщепляли. Длина лучины могла доходить до 1,5 м.
В 1768 году академик И.И. Лепёхин, путешествуя по России писал: «во весь мой проезд видеть не случалось, где бы в деревнях употребляли другой свет, кроме лучины, да и в самих городах бедные жители от сего не исключаются». В 1812 году, француз И. Руа в своих мемуарах писал о том, что лампу имели только самые богатые крестьяне, так как это был предмет роскоши, остальные же пользовались лучиной.
Соответственно этот, для многих единственный и пожароопасный источник освещения очень нуждался в специальном приспособлении. Да, в самых «убогих» избах лучины втыкали в выдолбы печных кирпичей, или же вообще в щель между брёвнами стены, но и тогда понимали, что это такое себе.)))
Железные рогульки для светцов находили при раскопках городищ X-XIII веков. Примерно с XVII века мы можем пронаблюдать большее усложнение и разнообразие форм. В основном это были железные зажимы «уши», которые втыкали острым концом в деревянную стойку. Деревянные стойки были малыми настольными, и высокими «поставными» стоявшими на полу.
Были полностью железные светцы, они так же могли быть как настольными, так и «поставными». Сами зажимы тоже были разнообразными, от простых рогулек с четырьмя и более отрогами, до сложных фигурных причудливо изогнутых зажимов с окончаниями в виде петель.
К светцу, под горящий конец лучины ставилось корытце с водой или снегом. Иногда светец укрепляли на специальной деревянной стойке с «встроенным» корытом. А были еще светцы с корытцем из листового железа, но это на Урале, где добывалось и выделывалось железо в больших количествах.
В основном отдавалось предпочтение более компактным светцам, так как использовались они только в холодное время года, когда световой день был короче, а в остальное время светец убирался под лавку или на чердак.
Художественное оформление самих стоянов и оснований тоже изобилует разнообразием: деревянные украшали резьбой и росписью, а кованые светцы могли иметь самую причудливую форму и декор, тут уж кузнецы развлекались как могли.
И так, это был мой первый пост на Пикабу. Постаралась написать коротко и чтоб легко читалось, надеюсь что получилось. Если вам было интересно и полезно, то с удовольствием буду писать ещё. Спасибо за внимание.
Лучина
Лучи́на — тонкая длинная щепка сухого дерева. Для получения лучин полено щепили, то есть разделяли на щепы. Чтобы получить больше света, одновременно жгли несколько лучин. Их закрепляли в светец. Это специальное металлическое приспособление, вбивавшееся нижним заострённым концом в чурбак или иную подставку. Под лучины ставили сосуд с водой. Вода отражала и множила свет, а также предохраняла от пожара, который могли вызвать падающие угольки.
Содержание
Использование
Описание лучины можно встретить в письме валаамского старца по поводу намерений издать его письма. «В то время керосина не было еще, по ночам в избе работали с лучинкой. Я наблюдал за огнем, лучинку вставлял в светец, а угольки падали в приготовленный ушат с водой.» [1]
Лучины использовались в быту крестьян вплоть до начала XX века, хотя и были оттеснены более современными средствами освещения типа свечей, керосиновых и масляных ламп, а позднее и электрическим освещением. Причиной тому являлась чрезмерная отдалённость некоторых малых деревень — туда не представлялось возможным тянуть электрические сети, в то время как плюсами лучин были их простота и доступность.
Также лучина используется для розжига костров.
В фольклоре
В русском языке есть выражение «Жив курилка». По мнению авторов Словаря русской фразеологии, этот оборот является осколком традиционной игровой формулы. Эта народная игра заключалась в передаче зажжённой или тлеющей лучины из рук в руки до тех пор, пока она не гасла. Игра сопровождалась песней:
Жив, жив курилка!
Жив, жив, да не умер.
А у нашего курилки
Ножки долгеньки,
Душа коротенька.
Под курилкой в этой песне подразумевается горящая лучина (от древнерусского глагола курити — «разжигать, раскладывать огонь, тлеть, едва гореть»). У древних горящий огонь ассоциировался с жизнью, а угасание огня — со смертью. Оборот «Жив курилка!» давно утратил связь с игрой. Теперь это просто одно из многих и многих устойчивых выражений, которое произносится с оттенком иронии, насмешки.
В песне «То не ветер ветку клонит» (стихи С. Стромилова, музыка А. Варламова) есть такая строфа:
Извела меня кручина,
Подколодная змея.
Догорай, моя лучина,
Догорю с тобой и я!
Поговорки
Примечания
Накаливания | Лампа накаливания • Галогенная лампа |
---|---|
Флуоресцентные | Люминесцентная лампа (компактная люминесцентная лампа) • Катодолюминесцентная лампа • Индукционная лампа • Ртутная лампа • Лампа чёрного света |
Газоразрядные | Лампы высокой интенсивности • Неоновая лампа • Натриевая газоразрядная лампа • Ксеноновая лампа-вспышка • Газосветные лампы • Безэлектродная лампа • Плазменная лампа • Плазменная лампа с внешними электродами |
Электродуговые | Угольная дуговая лампа • Ксеноновая дуговая лампа • Свеча Яблочкова • Металлогалогенная лампа |
На сгорании | Лучина • Факел • Свеча • Масляная лампа • Газовая лампа • Ацетиленовая лампа • Керосиновая лампа • Калильная сетка • Друммондов свет |
Полупроводниковые | Светодиоды (светодиодная лампа • органический светодиод) |
Прочие | Серная лампа |
Люминесценции | Электролюминесценция • Хемилюминесценция • Биолюминесценция • Радиолюминесценция • Сонолюминесценция • Термолюминесценция • Фотолюминесценция (флуоресценция • фосфоресценция) • Триболюминесценция • Кандолюминесценция • Черенковское излучение |
Осветительное оформление | Прожектор • Люстра • Торшер • Бра • Лампочка Ильича • Фонарь (уличный • карманный) • Взрывобезопасная лампа • Плазменная лампа • Электролюминесцентный провод • Лавовая лампа • Оптическое волокно |
Полезное
Смотреть что такое «Лучина» в других словарях:
ЛУЧИНА — жен. луча твер. лучинка, ночка, нушка, нища; драночка, щепань; она идет на растопку и на свет, для чего вставляется в светец; у штукатуров, для подбою, треска; у лодочников, для лощенья, лось, лость. Придет кручина, как нет ни дров, ни лучины.… … Толковый словарь Даля
лучина — См. палка. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. лучина дрова, палка; щепка, щепа, лучинка, дранка, растопка, лучинушка Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
ЛУЧИНА — ЛУЧИНА, лучины, жен. 1. только ед., собир. Тонкие длинные щепки сухого дерева. Нащепать лучины для самовара. 2. Такая щепка, как материал для освещения крестьянской избы встарину. «Тишина в избе…, и горит лучина, издавая треск, на полати, стены… … Толковый словарь Ушакова
ЛУЧИНА — ЛУЧИНА, ы, жен., также собир. Тонкая длинная щепка от сухого полена. Засветить лучину (в старину: для освещения избы). | уменьш. лучинка, и, жен. | уменьш. ласк. лучинушка, и, жен. (о лучине, освещающей избу). | прил. лучинный, ая, ое. Толковый… … Толковый словарь Ожегова
лучина — Искон. Суф. производное от луча «лучина», суф. образования (суф. j ) от той же основы, что луч. Лучина буквально «светильник» … Этимологический словарь русского языка
лучина — см. луч … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
Лучина — Янка (псевдоним; настоящее имя и фамилия Иван Люцианович Неслуховский) [6(18).7.1851, Минск, 16(28).7.1897, там же], белорусский поэт. Родился в семье адвоката. Окончил в 1877 Петербургский технологический институт. Работал начальником… … Большая советская энциклопедия
Лучина — штукатурная см. Дрань штукатурная; спичечная см. Солома спичечная … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Лучина — ж. 1. Тонкая длинная щепка сухого дерева. 2. Такая щепка, укреплявшаяся в старину в светце и освещавшая избу. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Лучина
Лучи́на (лучь, драночка, щепань) — тонкая длинная щепка сухого дерева. Берёзовая лучина долгие века на Руси была единственным источником света в деревенских избах и домах.
Освещение жилья весною и летом почти не практиковалось. Начиная с благовещенья (25 марта ст. ст.) и до Ильина дня (20 июля ст. ст.), местами и до Успенья (15 августа ст. ст.), избы не освещались, так как, по старинному поверью, «после благовещенья грех зажигать огонь».
В старой восточнославянской деревне лесной и лесостепной полос до середины, а местами и до конца XIX в. почти единственным видом освещения жилища (как в древности у народов Западной Европы и придунай- ских славян) служила лучина. В захолустных местностях и особенно в бедняцких жилищах этот способ освещения удерживался до Октябрьской революции. На изготовление лучины шли сосна, береза, осина, дуб, клен, ясень. Для получения тонких (около 70 см длиной) лучин полено — «лучевое», «лучйнное» — распаривали в печи: клали его поверх ведерного чугуна с кипящей водой или на под истопленной печи, потом надкалывали рядами с одного конца топором в глубину сантиметров на 15 и затем «драли лучинины» руками. Березовые поленья высушивали на печи и в печи и затем щепали лучину большим ножом («косарь», «косырь», «лучёвник», «лучинник») или обломком косы. На Севере щепали лучины шириной в 3—4 см и толщиной до 1 см.
Полученную лучину сушили под шестком, где находилась довольно большая ниша — подпечье, там же хранили кухонный инвентарь.
Использование
Древние славяне верили, что вещая сила живет в угольке, связке дров, в кочерге, в лучине. Поэтому, в старину огонь добывали старики и старухи из сухого дерева, а молодая невестка или сын зажигали лучиной новый огонь — затапливали им печи в избах и банях, на посиделках зажигали свечи или лучину.
Описание лучины можно встретить в письме валаамского старца по поводу намерений издать его письма. «В то время керосина не было еще, по ночам в избе работали с лучинкой. Я наблюдал за огнем, лучинку вставлял в светец, а угольки падали в приготовленный ушат с водой.» Зажигая лучину, на Руси говорили: «Святой огонешек, дайся нам!» Так как символ чистоты душевной — огонь не терпит ничего нечистого.
Долгими зимними вечерами при свете лучин женщины пряли, мужчины пили хмельные напитки, мед, вспоминали минувшие дни, слагали и пели песни, слушали сказителей и сказительниц былин, а с деревянных полатей, из дальних углов за ними с любопытством и интересом наблюдали глаза маленьких русичей, чья жизнь, полная таких же забот и тревог, была еще впереди.
Лучины использовались в быту крестьян вплоть до начала XX века, хотя и были оттеснены более современными средствами освещения типа свечей, керосиновых и масляных ламп, а позднее и электрическим освещением. Также лучина используется для розжига костров и самоваров.
В монастырском обиходе приготовление пищи обставлялось соответствующим ритуалом. Разжигание огня на кухне происходило так: утром повар отправлялся в храм, перед царскими вратами клал три земных поклона и просил огня у священника. Тот зажигал лучину от лампады у алтаря. Ею и воспламеняли дрова на кухне.
Горящую лучину или свечу должно было гасить благоговейно: пламя задувать губами, нагар снимать пальцами, а уцелевший остаток бережно класть на место; погасить же огонь как попало, т. е. ударить лучину об пол или затоптать ее ногою — считалось большим грехом, за который раздраженная стихия отплатит пожаром в доме нечестивца.
Любопытно, что лучина могла входить в состав натуральных оброков.
Светец
Украина, где в северной лесостепной части главным освещением также служила лучина (Волынь, Черниговщина, северные районы Киевщины и Харьковщины, почти до самых степей), не знала великорусского светца; здесь втыкали лучину в отверстие в обмазанной глиной стене; вбивали в стену железную «бабку» — нечто вроде подковы, только гораздо тоньше, с расщелиной для вставки лучинок; делали небольшие переносные лучинодержатели: скатывали комок глины, продавливали в нем несколько отверстий для вставления лучины и обжигали; изготовляли скйльник — в деревянный обрубок вставлялась палка с двумя железными крючками, в каждый крючок всаживалось по лучине с таким расчетом, чтобы, когда догорела одна, то зажечь другую. В Белоруссии также втыкали лучину прямо в стену или делали висячий светец — деревянный крюк с железными тисками для вставки лучиниц. На севере Черниговщины, в Волынском полесье и во многих местностях Белоруссии вплоть до коллективизации удерживался прибор, называемый лучник, лушник, свяцёльник (белор.) или світник, світич, світоч, світач, посеет (укр.). Он состоял из двух частей: подставки (для лучины), которую ставили на пол сбоку от входной двери, и суживающейся кверху вытяжной трубы над ней (для дыма), проходящей сквозь потолок и крышу; собственно эта вторая часть — труба — и называлась лучником (белор.) и бовдуром (укр.). Подставкой служил пень с поставленным на нем черепком или гладким камнем либо шест различной высоты; нижний конец шеста врубали в обрезок доски или обрубок дерева, на верхнем конце имелась железная решетка, на которой горело несколько коротких лучин или смолье, т. е. сердцевина смолистого дерева или расщепленные корни сосны. Иногда вместо подставки под отверстие бовдура вдалбливали ручкой в стену небольшую деревянную лопатку и на нее ставили черепок, на котором жгли смолье. Трубу изготовляли из выдолбленного ольхового ствола; иногда нижнюю ее часть, приходящуюся внутри хаты и имеющую форму раструба, выплетали из лозы или сшивали в виде конусообразного мешка из холста (внизу натягивали на обруч) и приделывали узкой верхней частью к выводной трубе (иногда сколоченной из досок). Все сооружение для безопасности от искр вымазывали глиной снаружи и внутри.
В фольклоре
В. М. Максимов. Бабушкины сказки. 1867
В русском языке есть выражение «Жив курилка». По мнению авторов Словаря русской фразеологии, этот оборот является осколком традиционной игровой формулы. Эта народная игра заключалась в передаче зажжённой или тлеющей лучины из рук в руки до тех пор, пока она не гасла. Игра сопровождалась песней:
Жив, жив курилка!
Жив, жив, да не умер.
А у нашего курилки
Ножки долгеньки,
Душа коротенька.
Под курилкой в этой песне подразумевается горящая лучина (от древнерусского глагола курити — «разжигать, раскладывать огонь, тлеть, едва гореть»). У древних горящий огонь ассоциировался с жизнью, а угасание огня — со смертью. Оборот «Жив курилка!» давно утратил связь с игрой. Теперь это просто одно из многих и многих устойчивых выражений, которое произносится с оттенком иронии, насмешки. Но, во времена наших предков, лучина с тлеющей головкой воспроизводила представления об умирающем и воскресающем божестве, требуюшим жертвоприношения. Поэтому оказалась возможна замена человека лучиной, и обряд, пусть ослабленный с точки зрения эффективности, продолжал существовать в ненаказуемой форме, сохраняя исходный смысл, а с забвением последнего выродился в детскую игру.
В песне «То не ветер ветку клонит» (стихи С. Стромилова, музыка А. Варламова) есть такая строфа:
Извела меня кручина,
Подколодная змея.
Догорай, моя лучина,
Догорю с тобой и я!
Лучина в гаданиях и обрядах
Вера в то, что папоротник цветет раз в году, исходит, видимо, от того, что крестьяне, постоянно наблюдающие за природой, заметили, что цветут все растения, кроме одного, которое «не пускает цвету». Но они знали также, что всякое растение для размножения должно цвести, и происходит это, по их разумению, раз никто не видит, ночью; когда цветет все, — накануне Ивана Купала. А за зловеще светящийся цветок принимали, вероятно, светлячок, который дает фосфоресцирующий цвет, тем более что он даже носит имя Иванове. Но это слишком прозаическое объяснение, а все связанное с купальной ночью представляется на редкость романтическим. И прежде всего — обряд опускания в речные воды венков с зажженными свечами и лучиной. Завивали венки из Ивана-да-Марьи, чисто купального цветка, лопуха, богородицкой травы и медвежьих ушек. Если венок потонет сразу — суженый разлюбит. У кого венок дальше всех поплывет — будет счастливее всех, а у кого лучина или свеча дольше всего горит — проживет самую долгую жизнь.
Сосудов и кринок с напитками и кушаньями не советовали оставлять непокрытыми, опасаясь, чтобы нечистая сила не осквернила их; если нечем покрыть, то должно по крайней мере перекрестить или положить сверху две лучины накрест. Лучину, обмотанную куделью, клади в колыбель – от нечисти.Выходя из амбара, хозяин ломал лучины и клал обломки крест-накрест поверх зерна, отпугивая нечисть от запасов.
Кое-где соблюдался обычай бегать по полям с зажженными лучинами – для предохранения дойных коров от злых волшебниц. При пропаже коровы, теленка или овцы, если поиски оказывались тщетными, заонежане «рыли кресты», т. е. складывали кресты из лучины на лесных тропинках, произнося при этом соответствующее заклинание.
На Беларуси, накрыв стол, принято обнести его трижды зажженной лучиной, что являлось отголоском обряда окуривания, отогревания покойника.
Ивановские костры (ночь на Ивана Купалу), собственно, не что иное, как царь или князь-огонь, или живой огонь, добываемый посредством трения двух кусков дерева. Его почитают доныне между нашими поселянами за лучшее средство для прекращения моровых болезней и скотского падежа. Решивши на мирской сходке употребить это суеверное средство, все жители села в одно время тушат у себя всякого рода огни, в печах и даже перед святыми иконами, и, собравшись потом на высоком месте вне села, начинают добывать новый, живой огонь, зажигают им большой костер, через который прогоняют весь скот, а потом и разносят этот огонь по всем избам, затапливают им печи и зажигают лучины, свечи и лампады.
Самое добывание живого огня, как и зажигание Ивановских костров, поручается обыкновенно старикам, которые, как видно из этого обряда чисто общинного быта и из вышеупомянутой песни, исполняли должность жреца в общественном богослужении языческой России.
Поговорки
Дедовские свечки, лучинки с печки.
Не видал ты меня в красный день да при лучине.
Ни дров, ни лучины — живем без кручины.
Никого не бей лучиной: сухота нападет.
Из лучины не скласть полена.
Коли лучину вдоль, поперёк не расколешь.
Кручина иссушит в лучину.
Лучина с верою, чем не свеча?
Лучина трещит и мечет искры, к ненастью.
Лучина трещит, пыл с визгом по лучине, к морозу.
Не видал ты меня в красный день, да при лучине.
Посмотреть на него в красный день в белой рубашке да при лучинке.
Пошли наши лучинушки плясать!
Придет кручина, как нет ни дров, ни лучины.
Хоть лучинка, да мужчинка.
Щепай, дивчина, лучину, не держи кручину!