Термин «расселение»характеризует исторический процесс заселения территории, распределение населения по территории и его пространственную организацию. Поселение – компактно застроенный участок территории с необходимым оборудованием для жизни и работы людей. Развитие общественного разделения труда привело к возникновению двух основных типов поселений – городских и сельских.
Города, оставаясь основными местами концентрации производства, центрами разнообразных экономических связей, играют руководящую и организующую роль. Это узловые пункты во всей сети расселения. Такое понимание города положено у нас в основу законодательной практики отнесения населенных пунктов к числу городских или сельских. Городомв России считается населенный пункт с численностью населения более 12 тыс. человек, при условии, что более 85% его жителей занято вне сельского хозяйства (рабочие, служащие и члены их семей). Поселком городского типа в России считается населенный пункт с численностью населения более 3 тыс. человек при условии, что 85% его жителей заняты вне сельского хозяйства (рабочие, служащие и члены их семей).
К сельским населенным пунктам относятся все населенные пункты, не отвечающие цензам городских поселений. Основную их часть составляют села, деревни, колхозные, совхозные и фермерские поселки. К особой группе относятся поселки несельскохозяйственного назначения (промышленные, транспортные, лесохозяйственные и др.). Много населенных пунктов смешанного типа (аграрно-индустриальные), специализирующихся на производстве сельскохозяйственной продукции и ее переработке. В ряде районов создаются сезоннообитаемые пункты–полевые станы, летники, зимники, вахтовые поселки, сторожки, мобильные поселки, лесопромышленные поселения.
Каждый город выполняет определенные народнохозяйственные функции, которые могут быть подразделены на экономические и неэкономические. К экономическим относят деятельность в сфере производства и обращения: промышленность и транспорт, торгово-распределительные, заготовительные и снабженческие функции. К неэкономическимотносятся административные, организационные, научные, культурные, политические, исторические функции.
Любая функция города имеет градообразующее или градообслуживающее значение. Деятельность города, распространяющаяся за его пределы, называется градообразующей. Удовлетворением потребности самого города занимаются градообслуживающие функции. Соотношение различных сторон деятельности городов определяет его функциональную структуру. Города делятся на монофункциональные и полифункциональные. Существуют также классификации городов по их людности, экономико-географическому положению, административно-территориальному статусу, урбанизации.
1. Классификация городов по людности:
менее 3 тыс. чел. – города-карлики (Высоцк в Ленинградской области имеет всего 900 жителей – это самый маленький город России);
3-5 тыс. чел. – точечные города;
5-10 тыс. чел. – мельчайшие города;
10-30 (50) тыс. чел. – малые города;
30 (50)-100 тыс. чел. – средние города;
100-250 (300) тыс. чел. – большие города;
250 (300)-500 тыс. чел. – крупные города;
500-800 (1000) тыс. чел. – крупнейшие города;
800-1000 тыс. чел. – города-предмиллионеры;
1000-5000 тыс. чел. – города-миллионеры;
свыше 5000 тыс. чел. – города-мультимиллионеры.
2. Классификациягородов по экономико-географическому положению:
— города, расположенные в районах интенсивного сельского хозяйства;
— города, расположенные в узлах пересечения транспортных путей;
— города, расположенные в крупных горнодобывающих районах;
— города, расположенные в крупных промышленных районах;
— приозерные и приречные города и т. д.
3. Классификация городов по их административно-территориальному статусу:
— города федерального подчинения;
— неофициальные столицы экономических районов (федеральных округов);
— центры субъектов РФ;
— города республиканского, областного, окружного, краевого подчинения;
— города районного подчинения.
4. Классификация городов по специализации:
— транспортные центры: города-порты и железнодорожные узлы;
Градостроительная классификация городов. В основу положен показатель численности населения. Существует 6 типов городов:
6. Малые города – менее 50 тыс.
В современной классификации введена позиция для городов-мегаполисов, их население 3 млн. и более
Основные схемы планировочной организации городов.
Планировочная организация– это определенная пространственная структура системы города, главными элементами которой являются:
Планировочная структура обладает свойством инерционности. В силу своей жесткости, закрепленности функциональных зон, параметров площадей и улиц она с трудом поддается изменениям, сопротивляется переустройству.
Главным элементом планировочной структуры является планировочный каркас. В него входят улицы и магистрали, жилая застройка, промышленные территории, значительные по площади природно-планировочные элементы. В планировочной структуре выделяют также экологический и транспортный каркас, транспортный образован улично-магистральной сетью, а экологический – различными категориями зеленых насаждений, акваториями, рельефом. Наиболее часто экологический каркас образован озелененными улицами, крупными парками и бульварами.
Типы планировочных структур.
Тип планировочных структур зависит от следующих факторов:
— от исторических условий развития города;
— комплекса природно-климатических факторов.
Сформировалось несколько планировочных структур:
Компактный город имеет ряд достоинств:
Вытянутая планировочная структура. К ним относятся приречные и приморские города. Структура города растягивается вдоль берега.
4.Многоядерные структуры. Образуется в определенных природно-климатических условиях при наличии крупных акватории, обширных речных пойм и т.д., которые могут быть использованы как внутригородская зона отдыха. Каждый район города является отдельным центром (ядром). Город имеет большую площадь. Такая структура имеет ряд недостатков: трудность транспортного сообщения; Высокая их протяженность; не экономичность
5. Комбинированные планировочные структуры. Сочетают в себе 1-4 варианты с преобладанием одного из них.
Классификация городов (по положению, численности населения и функциям)
Города объединяют в группы по разным признакам: экономико-географическому положению, людности, функциям.
По экономико-географическому положению выделяют следующие типы городов, расположенные:
Положение городов влияет на их развитие и специализацию, что в свою очередь определяет остроту и характер их экологического состояния.
По людности (численности населения) города можно разделить на следующие группы (таблица 1):
Таблица 1. Классификация городов по численности населения
Тип города
Число жителей
от 50 до 100 тыс. человек
от 100 до 250 тыс. человек
от 250 тыс. до 1 млн человек
более 1 млн человек
В 2015 году в мире насчитывалось от 356 до 516 городов-миллионеров. Большой разброс в их количестве вызван неточными данными населения в основном городов Китая.
Градообразующие функции — экономический фундамент город.
Таблица 2. Специальные градообразующие функции
Специальные градообразующие функции
Города, выполняющие не одну, а несколько функций, называются полифункциональными. Они обладают значительно большей людностью и устойчивостью к неблагоприятным воздействиям. Становясь полноправными действующими лицами на национальном и международном уровнях, они соревнуются за привлечение инвестиций и создание рабочих мест, повышение качества жизни.
Помимо градообразующих, город выполняет градообслуживающие функции — по обслуживанию собственного населения внутригородским транспортом, коммунальными услугами, продуктами питания.
В связи с изменением форм собственности, формированием новых организационно-хозяйственных структур, фирменной торговли усложнились и усилились все традиционные функции городов. Более того, появилось много новых.
В крупных городах быстро развиваются специфические управленческие, коммерческие, финансовые и другие непроизводственные функции. Здесь благоприятнее предпринимательская среда, инвестиционный климат, доступ к информационным ресурсам.
Вместе с тем именно в крупных городах обостряются экономические, экологические, социальныепроблемы. «Едем или стоим?» — одна из них. «Пробки» на дорогах, вызывая «транспортную» усталость, влияют на бюджет времени горожан, их работоспособность и общее самочувствие.
Средняя скорость движения в Москве составляет 24 км/час, в Лондоне — 12; Берлине — 24; Риме — 30; Париже — 32 км/час.
Общеизвестна острота экологических проблем, проявляющаяся в сокращении площади «зелёных лёгких» города; загрязнении всех компонентов среды; образовании огромных масс отходов; ухудшении здоровья горожан. Материал с сайта http://doklad-referat.ru
Территориально близко расположенные города зачастую сливаются, втягиваются в орбиту крупнейшего города. Образуются агломерации (скопления городов). В агломерации, как правило, выделяется один или два главных города, которые тесным образом связаны с другими городами.
Гигантские скопления агломераций, слившихся друг с другом и образующих сплошную полосу городского расселения, называются мегалополисами (от греч. megas — большой, polis — город). Примером в России может служить формирующийся мегалополис: Москва — Владимир — Нижний Новгород (рис. 274).
Наряду с очевидными преимуществами, городская среда отличается остротой и драматизмом проявления экономических, социальных и экологических проблем.
Первые города появились в III—I тыс. до н.э. в Египте, Месопотамии, Китае, Индокитае, а также в некоторых районах Европы и Африки, прилегающих к Средиземному морю. В греко-римском мире такие города, как Афины, Рим, Карфаген, играли огромную роль. С развитием индустриального общества объективная необходимость концентрации и интеграции разнообразных форм и видов материальной и духовной деятельности явилась причиной усиления процесса урбанизации, возрастания концентрации населения в городах. На современном этапе урбанизации в экономически развитых странах мира отмечается преобладание крупногородских форм поселений.
С 1950 по 1983 г. число жителей в городах увеличилось с 730 до 1895 млн. человек, т.е. в 2,6 раза. За это же время сельское население возросло с 1797 до 2749 млн. человек, или всего на 53 %, а во многих развитых странах, в том числе и в СССР, даже уменьшилось.
Рост численности городских жителей происходил благодаря естественному приросту самого городского населения и вследствие притока части сельского населения в города, возникновения новых городов, включения в городскую черту пригородных территорий и преобразования сельских населенных пунктов в городские.
Функции любого города подразделяются на градообслуживающие и градообразующие.
Градообслуживающие отрасли, как отмечают урбанисты, существуют для самого города, его населения. Они производят продукцию, потребляемую на месте. Однако надо отметить нечеткость деления отраслей на градообразующие и градообслуживающие. Это вызвано тем, что одни и те же предприятия могут выпускать продукцию как предназначенную для вывоза за пределы города, так и рассчитанную на местного потребителя. В городах, привлекающих большие массы людей на временное жительство (в первую очередь в городах-курортах, где часто временное население превышает по численности постоянное), типично обслуживающие отрасли выпускают продукцию, потребляемую не только постоянными жителями, т.е. частично приобретают значение градообразующих.
К числу градообслуживающих функции относятся: внутригородской транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, большая часть сферы услуг (обслуживающая население самого города), определенная часть промышленности (например, хлебозаводы, кондитерские фабрики, молкомбинаты и другие предприятия, продукция которых потребляется населением города).
Градообразующая база города может создаваться целенаправленно как взаимообусловленное сочетание производств в соответствии с теорией территориально-производственных комплексов (ТПК) и энергопроизводственных циклов (ЭПЦ) Н.Н. Колосовского.
Стремление разных отраслей и ведомств использовать город как интегральную градостроительную инфраструктуру, располагающую комплексом условий для развития многих производств, приводит к решениям, далеко не всегда учитывающим интересы города как целого, как среды для жизни людей. Это создает основу для столкновения интересов города и отрасли, территории и ведомства. В городе появляются плохо совместимые производства и виды деятельности, что осложняет его планировочную организацию.
Градообразующая база вместе со всем городом находится в процессе постоянного развития. Наиболее распространенный вариант эволюции градообразующей базы, ее основные направления можно представить следующим образом:
— усиление комплексности, «обрастание» стержневой функции (или производства) дополнительными, вспомогательными и сопутствующими;
— возрастание доли нематериальной сферы (наука, культура, образование, управление) при сокращении доли материальной (промышленность, транспорт, стройиндустрия);
— совершенствование технологии (переход на новые технологии), повышение технического уровня;
— освобождение функциональной структуры от звеньев, ставших для города неуместными или даже противопоказанными ему.
Подавляющее большинство городов выполняет множество центральных функций.
Как правило, к первой группе относятся малые и средние города. К одной-двум функциям можно отнести промышленность, транспорт, науку, НИОКР (научные исследования, опытно-конструкторские разработки), отдых, лечение, туризм. Иной раз это административные, военно-стратегические или религиозные функции. Наиболее распространенные промышленные однофункциональные города нередко имеют градообразующую базу в виде одного крупного предприятия.
Ряд ученых выделяет генетическую типологию. При этом обращают внимание на тот факт, что существующие генетические типологии не раскрывают в достаточной степени современную роль городов, так как за точку отсчета в них принимается время возникновения города, а связать с ним особенности дальнейшего развития весьма трудно. На протяжении жизни города в действие вступают такие факторы, которые коренным образом меняют условия развития. Так произошло, например, когда наступила эпоха железных дорог, города-ровесники приобрели очень разное транспортно-географическое положение, и пути их развития сильно разошлись.
Чаще всего в научной литературе дается детальная характеристика функциональной типологии. Причем ключевая роль в функциональной типологии отдается градообразующим функциям. Учитывая, что градообразующие функции не всегда (и полно) учитываются, демографы, социологи и экономисты-географы используют данные о распределении работающего населения по отраслям хозяйства без разделения их на градообразующие и градообслуживающие. В построении функциональных типологий приобретают значение следующие признаки: степень развитости функциональной структуры, территориальное содержание функций, экономико-географическое положение.
Французский урбанист Жорж Шабо, рассматривая функции городов, выделил семь основных, по его мнению, функций.
Предпосылкой для появления крупной торговли стало развитие наземного и морского транспорта. Важную роль в становлении крупной континентальной торговли на всех этапах урбанизации играли ярмарки. Хотя ярмарки проходили нерегулярно, они в период их действия превращали местные рынки в крупные торговые центры, а места» где они происходили, определялись скрещиванием больших дорог. Можно назвать такие всемирно известные ярмарки, как Лейпцигская (началась в ХШ в.), Лионская (год зарождения 1420), Нижегородская и др.
Промышленную функцию в развитии городов практически выделяют все демографы, ибо именно развитие промышленности приводит к образованию городов. Но если промышленность порождает города, то города в свою очередь способствуют развитию промышленности. Промышленные города, по мнению Ж. Шабо, значительно отличаются от торговых; для них не характерно медленное развитие в соответствии с возрастающими потребностями прилегающих районов; они зачастую как бы навязываются извне окружающим им районам. Они не могут развиваться без притока извне рабочей силы. Промышленные города более неустойчивы н уязвимы, чем торговые; они всегда находятся в стадии развития.
Среди промышленных городов ЭК. Шабо выделяет две категории: горнодобывающие центры и центры обрабатывающей, промышленности.
Культурная функция. Французский урбанист, выделяя эту функцию, подчеркивает, что не все функции, выполняемые родами, носят экономический характер. «Существуют и таки функции, которые оказывают духовное влияние. ». Ж. включает в города, выполняющие культурные функции, религиозные центры (Иерусалим, Мекка и др.), университетские города, культурные и художественные центры, города-музеи, города фестивалей и конгрессов.
Функция «гостеприимства» по мнению Ж. Шабо, выполняется отдельными городами, которые располагают соответствующими рекреационными ресурсами и средствами для оздоровления, отдыха и развлечения. Отличительной особенностью таких городов и поселков городского типа является то, что подавляющая часть населений приезжает сюда на время считает своим постоянным местом жительства другие поселения. Речь идет, в первую очередь, о городах-курортах, морских, горных, городах на целебных источниках.
Административную и политическую функцию выполняют многие крупные города мира. Вышеназванные функции» как подчеркивают урбанисты, возникли и развиваются в определенной степени спонтанно.
К числу таких городов можно отнести столицы, города-государства, центры субъектов федераций, административных районов и т.д.
Урбанисты нередко выделяют синтетическую (интегральную функциональную типологию городов. Очевидно, что такая типология может быть построена на сочетании следующие основных признаков, каждый из которых характеризует сущность города с позиций экономической географии:
— величина города, характеризуемая с помощью показателя людности;
— сочетание функций, среди которых важно выделить ведущую, стержневую и показать ее связи с другими;
— территориальное содержание функций, т.е. территориальная сфера проявления деятельности города, ее пространственная ориентация;
— экономико-географическое положение, указывающее и на реализацию этого специфического ресурса и на еще не использованные возможности развития города.
Выделяют и социально-географическую типологию городов. Чаще всего это следующие показатели, характеризующие наиболее существенные признаки города как социального организма и среды жизнедеятельности людей:
— относящиеся к населению и раскрывающие особенности его структуры динамики, территориального распределения, например, качество населения, (здоровье, образование, квалификация); относящиеся к городской среде, оценивающие состояние природной среды, наличие и ценность историко-культурного наследия, развитость сферы обслуживания, само население, как компонент среды;.
Собственно, городская патология включает только те явления, которые порождены данным способом организации пространства. Так, городская патология включает жилищные проблемы, загрязнение окружающей среды, неудовлетворительную работу транспорта, плохо функционирование технической инфраструктуры, плохое качество обслуживания и т.д.
В России, как и в других странах, города подразделяются по административному значению. Это центры субъектов РФ, федеральных округов, центры административных районов.
Наиболее проста и удобна классификация городов по числу жителей (людности) в них.
При людности до 50 тыс. города считаются малыми.
Иногда города с числом жителей от 20 до 50 тыс. относят к полусредним.
К средним относят города с населением от 50 до 100 тыс.,
В США находятся три мегаполиса: «Бостуош», или «Бостваш» (от Бостона до Вашингтона), в нем проживает около 50 млн. человек; Приозерский (между Чикаго и Кливлендом), с числом жителей 35 млн.; Калифорнийский (между Сан-Диего и Сан-Франциско), получивший название «Сан-Сан» с числом жителей 25 млн.
Однако в 90-е гг. и начале XXI в. отмечается снижение доли городских жителей во всем населении в ряде высокоурбанизированных стран Европы. Более того, уменьшается и абсолютная численность населения некоторых больших городов. Так, в ФРГ, Великобритании, Бельгии, Нидерландах, Швеции, Швейцарии и некоторых других странах с 1970 г. уменьшилось число жителей более чем в половине больших городов, а в отдельных европейских государствах снижается даже процент городского населения.
В половине городов-«миллионеров» зарубежной Европы, в том числе Лондоне, Глазго, Бирмингеме, Гамбурге, Вене, Неаполе, Милане, горожан стало меньше. В городах-«миллионерах» США число жителей в целом ежегодно сокращается почти на 1 млн. Уменьшается и население Токио.
Города сосредотачивают значительные культурные ценности. Сама городская планировка является нередко историческим памятником.
Особенности города как среды и многокомпонентного сочетания разных видов деятельности при ограниченности ресурсов подводят к необходимости определить пропорции градообразующей базы, масштабы развития отдельных ее звеньев на основе принципа субоптимизации. При этом приоритет отдается интересам целого, а не отдельного элемента, той или иной отрасли. Только при таком подходе интересы частей согласуются на основе учета интересов целого.
Появление мегаполисов привело к стихийной реконструкции больших территорий Земли. При этом страдают воздушный и водный бассейны, зеленые массивы, нарушаются транспортные связи.
Проблема соотношения природных ресурсов и населения, естественно, связана не только с ростом производства, но и с увеличением численности населения. Основная часть этого увеличения приходится на развивающиеся страны, испытывающие острый недостаток в продовольствии, средствах производства, финансовых ресурсах.
Наряду с общим ростом населения все более серьезные проблемы природопользования выдвигаются концентрацией населения в крупных городах. Кризис городов стал одним из ярких проявлений общего мирового кризиса. Проблемы урбанизации по сути своей носят социальный характер. Должны централизованно осуществляться государственные меры по борьбе с загрязнением городов. Добровольные перемещения (миграции) населения стимулируются в направлениях, соответствующих потребностям экономического развития и экологического равновесия. Общая перспектива состоит в формировании единой системы расселения, построенной на оптимальном учете требований экономики, необходимости сохранения чистоты среды обитания, создания для людей самых благоприятных условий труда и отдыха.